Старик та море урок

Вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его на почти верное поражение, Х. и в жизни стремился воплотить тип своего героя. Охотник , рыболов, путешественник, военный корреспондент, солдат, он самого себя испытывал на прочность, порой рисковал жизнью – не ради острых ощущений, а потому что осмысленный риск подобает настоящему мужчине.

Скачать:

Вложение Размер
starik_i_more.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 11 класс.

ТЕМА УРОКА: Э. Хемингуэй. Повесть « Старик и море» — гимн вселенной и человеку.

  1. Обзорно познакомить учащихся с биографией Э.Хемингуэя, особенностями его творчества, историей создания повести « Старик и море». В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл этого небольшого по объему произведения одного из ведущих реалистов 20 века
  2. Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы, т.е обучение интерпретации текста.
  3. Нравственное воспитание.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок анализа с применением ИКТ ( презентация)

Мультимедиа проектор, на доске – портрет Э.Хемингуэя

  1. Орг. Момент ( тема, цель урока) Слайд 1
  2. Вступительное слово учителя

Вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его на почти верное поражение, Х. и в жизни стремился воплотить тип своего героя. Охотник , рыболов, путешественник, военный корреспондент, солдат, он самого себя испытывал на прочность, порой рисковал жизнью – не ради острых ощущений, а потому что осмысленный риск подобает настоящему мужчине. Слайд 2

3. Сообщение ученика о творчестве Х.

  1. Выразительное чтение стихотворения Е.Евтушенко.
  • Что поражает в личности Хемингуэя? Таким ли вы представляли себе автора повести, когда читали « Старик и море»? Можно ли назвать самого писателя « человеком борющимся»?
  • Еще раз вернемся к понятию « метод айсберга»? Как вы поняли, что это за метод? Слайд 3 ( запись в тетради)

Этот характерный стиль Х. наиболее отчетливо и последовательно воплощен в повести « Старик и море». Действие этой повести ограничено несколькими днями и одним частным случаем: старому рыбаку удается изловить в море огромную рыбу, но по пути к берегу его добычу пожирают акулы, и он остается ни с чем. Сюжет прост и строг. Однако в узкие рамки сюжета « втиснута» богатейшая философская проблематика, и перед читателем не только открывается история долгой и нелегкой человеческой жизни, но и ставятся вопросы космического порядка: о смысле и ценности жизни, о преемственности поколений, о единстве человека и природы и многие другие. Итак, познакомимся вкратце с историей создания повести.

  1. Сообщение ученика об истории создания повести « Старик и море» Слайд 4,5
  2. Аналитическая беседа по тексту
  • Итак, повесть построена так, что за ее абсолютной внешней

реалистичностью( точно описан быт старика( какой?): постель из газет, лодка, рыболовецкие снасти, кофе в банке) все время чувствуется подводная часть « айсберга»- глубина проблематики. Вот, к примеру, мы знаем, что старика зовут Сантьяго, а мальчика Манолин, но их имена очень редко звучат в повести, Х просто пишет

« старик и мальчик» Почему? ( символы двух поколений, старого и юного, уходящего и приходящего, символы передачи мудрого опыта детям. Почему в конце повести старик не умирает? Зачем он должен поправиться? ( Старик не умрет, пока мальчик не научится всему , что тот знает)

  • В начале повести сказано, что родители мальчика считают старика «самым что

ни на есть невезучим», мальчику жалко старика , а его парус напоминает « знамя наголову разбитого полка. ( зачитываем фрагмент текста. Слайд 6 ) Согласны ли вы с тем, что старик сломлен ударами судьбы и теперь может вызвать только жалость? Какая деталь в портрете старика говорит о его истинной сущности? ( « Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается») Можно ли сказать, что мальчик только жалеет старика?

  • Когда старик выходит в море, он думает о своем одиночестве, разговаривает сам с

собой и жалеет , что нет рядом с ним мальчика. Действительно ли старик одинок? Как Х. показывает связь старика с окружающим миром? ( Море, звезды, птицы, рыбы)

Найдите в тексте фрагменты, говорящие о единстве человека и природы ( Слайд 7)

Вывод : В чувствах и рассуждениях старика совершенно отсутствует высокомерие человека по отношению к миру природы. Птицы, рыбы, животные – его родня, между ними и стариком нет грани: они также борются за жизнь, также страдают, также любят друг друга.

  • Центр повести – старик и пойманная им рыба. Зачитаем эпизоды, связанные с ними( описание рыбы, мысли старика, его слова, обращенные к ней )

Можно ли сказать, что старик восхищается рыбой? А жалеет он ее?

Как же эти чувства сочетаются с желанием старика убить рыбу? Объяснимо и понятно ли это желание? ( Для старика этот поединок с рыбой уже превращается в возможность утвердить себя в честном поединке с достойным противником. Трагическое противоречие: чтобы самоутвердиться, ему приходится убить того, кем он восхищается.)

А что в рыбе восхищает старика? Почему он так уверен, что рыба – самец? Какой смысл вкладывает в этот факт сам Х .?( Рыба огромна, прекрасна, она, как и старик, отчаянно борется с судьбой и не сдается. Мужчина против мужчины, один на один,

— такова мысль писателя) Слайд 8

Итак, наступает последний акт их поединка. Какой вопрос задает старик рыбе? Зачитаем этот эпизод. Видим ли мы радость старика? Почему? Опишите его состояние? О чем он думает? Как меняется его состояние, когда нападает первая акула?

В ярости и злобе, собрав все силы, старик борется с акулами, раздирающими рыбу.

Слайд 9 Почему, когда акулы терзают рыбу, ему кажется, что они терзают его самого? Только ли свой улов защищает старик?

Воля к жизни, к победе – вот что объединяло старика и рыбу. Ощущение единства и приводит к терзаниям старика, когда акулы рвут рыбу на части. Он чувствует себя в ответе за своего прекрасного противника. И защищает он не только, и не столько свой улов рыбака ( это было бы слишком просто и слишком поверхностно) – он защищает поверженную им во имя самоутверждения красоту от тех, кому не хватает смелости биться честно и кто способен рвать на части уже мертвого. Старик чувствует свою вину перед рыбой: он загубил ее напрасно . Подтвердите это цитатой из текста.

Трагический исход отчаянной борьбы с акулами приводит старика к мучительной мысли. Какой? (что он побежден, хотя свою жизнь он сумел отстоять) Как старик пытается сопротивляться мыслям о собственном поражении? ( зачитать. Слайд 10 )

Кто победил старика? Никто :ни рыба, ни акулы. Он просто слишком далеко зашел в море, то есть затеял непосильную игру с судьбой – и вернулся ни с чем

Каким образом мальчик пытается поддержать старика, когда тот возвращается домой? ( зачитаем фрагмент) Слайд 11

  1. Подведение итогов урока

Итак, побежден ли старик? Судьба наказала его , но не сломила. Итак, какая фраза Х. выражает основную мысль повести? Слайд 12

Повесть была удостоена Нобелевской Премии в 1954г. Как вы можете объяснить столь высокую оценку , данную произведению?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация для демонстрации на мультимедийном оборудовании (для учащихся 8 класса).»Эрнест Хемингуэй — Повесть «Старик и море» — гимн вселенной и человеку»ЦЕЛИ:Обзорно познакомить .

Урок литературы в 11 классе. Изучение творчества американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Духовно — нравственные проблемы повести «Старик и море».

Презентация расчитана на работу по повести Э. Хемингуэя «Старик и море» в 11 классе.

Для проверки знаний учащихся.

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.

Технология «Обучающие тесты»Цели: формирование метапредметных и предметных умений: поиск информации, ее анализ и истолкование, оценка и сопоставление информации, выявление приемов со.

Проверочная работа состоит из двух частей: 1 часть — тест, 2 часть — задания с кратким (развёрнутым ответом). Ответы.

Источник

image

Урок литературы в 11 классе. Изучение творчества американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Духовно — нравственные проблемы повести «Старик и море».

Скачать:

Вложение Размер
zaripova_f.r._plan_uroka_po_khemingueyu_v_11_klasse.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя;

проследить, как в повести решается проблема взаимоотношения человека и природы, одиночества и смысла человеческой жизни;

создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения;

совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры.

Обор.: портрет писателя, материалы о романе.

I. 1. Организационный момент.

2. Актуализация – повторение материала прошлого урока.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщение о жизни и творчестве Эрнеста Миллера Хемингуэя (21.07.1899, Оук-Парк, Иллинойс, США — 2.07.1961, Кетчум, Айдахо, США) — американский писатель, лауреат Нобелевской премии по лит-ре 1954 года.

Вырос в семье врача. Литературное дарование проявилось еще в школьные годы. Во время Первой Мировой войны служил шофером скорой помощи Был ранен на австро-итальянском фронте. После войны целиком посвятил себя литературе. Много путешествовал, увлекался горными лыжами, охотой, рыбалкой.

Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. С началом 2 Мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

После окончания войны Хемингуэй уехал на Кубу и возобновил свою творческую деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953 г. в Африке попал в серьезную авиакатастрофу.

Стал лауреатом Пулитцеровской и Нобелевской премий по литературе. Был четырежды женат. После прихода к власти на Кубе Фиделя Кастро вернулся в США, в Айдахо. Последние годы жизни страдал тяжелыми депрессиями, а позже — серьезным заболеванием печени.

2 июля 1961 г. покончил с собой.

3. История создания повести «Старик и море». (1952 г.)

Человек не для того создан,

чтобы терпеть поражение.

Человека можно уничтожить,

но его нельзя победить.

Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Еще в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». Уже после опубликования повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей.

«Это всё отлично сделано другими писателями. В литературе вы ограничены тем, что удовлетворительно сделано раньше. Поэтому я должен постараться узнать что-то ещё. Во-первых, я постарался опустить всё не необходимое с тем, чтобы передать свой опыт читателям так, чтобы после чтения это стало частью их опыта и представлялось действительно случившимся. Этого очень трудно добиться, и я очень много работал над этим. Во всяком случае, говоря кратко, на этот раз мне небывало повезло, и я смог передать опыт полностью, и при этом такой опыт, который никто никогда не передавал».

В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за свое произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе.

4. Словарная работа.

Вспомните, что представляет собой притча как жанр. Докажите, что повесть «Старик и море» является притчей.

Комментарий. Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.

5. Анализ и интерпретация произведения.

1) Краткий сюжет.

Сантьяго — старый рыбак, Манолин — соседский мальчик. (100-летний кубинский рыбак Грегорио Фуэнтос, стал одним из прототипов главного героя повести. 1998 год)

84 дня старый кубинский рыбак Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать. Даже его маленький друг Манолин почти перестал ему помогать, хотя они по-прежнему дружат и часто разговаривают о том о сём. На 85-й день старик выходит в море, как обычно, на своей парусной лодке, и ему улыбается удача — на крючок попадается марлин (рыба, имеет тело вытянутой формы, копьевидную морду и длинный жёсткий спинной плавник. известно, что марлины способны очень быстро плавать, достигая скорости около 85 км/ч) около 5,5 метров длиной. Старик жалеет, что с ним нет мальчика, одному справиться нелегко. В течение нескольких дней между рыбой и человеком происходит настоящая битва. Старик смог справиться голыми руками с рыбой, которая длиннее его лодки и вооружена мечом. Но марлин уносит лодку далеко в море, мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега. На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы и пожирают рыбу. Старик вступает с ними в схватку, но здесь силы не равны. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил. Когда он доплывает до берега, от рыбы остаётся один скелет, голова и меч, который Сантьяго дарит мальчику на память.

2) Вопросы и задания.

Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик чаще всего возвращается в воспоминаниях? Почему он так привязан к мальчику?

Верным ли будет утверждение, что старик Сантьяго одухотворяет природу и осознаёт себя его частью?

Как в подтексте повести-притчи «Старик и море» проходит тема несокрушимости человеческого духа?

Какие слова из повести Э. Хемингуэя «Старик и море» звучат как всепобеждающий гимн человеку?

Расскажите об особенностях стиля Э. Хемингуэя. Как писатель строит диалог? Какое значение в его произведениях отводится подтексту? Какие функции выполняют детали? Почему он намеренно отказывается от эмоционального повествования?

Кем, по-вашему, предстаёт старик Сантьяго в конце повести — победителем или побеждённым?

Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть-притчу «Старик и море»?

Можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своём труде жизненное призвание?

Сантьяго всё знает о рыбной ловле, как знал о ней всё Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. Море выступает в повести почти как живое существо: «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж её природа».

В старике Сантьяго есть подлинное величие — он ощущает себя равным могучим силам природы. «Рыба,— говорит он,— я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер». Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звёзды кажутся ему живыми существами.

Мужество старика предельно естественно. Старик знает, что своё мужество и стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. «Ну, так что ж? — говорит он себе. — Теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счёт начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом».

И вот он победил рыбу, а вместе с ней — и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об этой рыбе, которой причиняет боль, о звёздах и львах, которых видел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам Африки; о своей нелёгкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борении, умел переносить страдания и не терять надежды.

«…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,— говорит Сантьяго, и это кредо самого автора. Моральная несокрушимость — это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени.

III. Итоги урока. Обобщение изученного. Оценки.

«Старик и море» — последняя книга, опубликованная Э. Хемингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй — писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер его творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. Такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй.

IV. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «О чём заставляет задуматься повесть-притча «Старик и море»?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация для демонстрации на мультимедийном оборудовании (для учащихся 8 класса).»Эрнест Хемингуэй — Повесть «Старик и море» — гимн вселенной и человеку»ЦЕЛИ:Обзорно познакомить .

Вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее о.

Для проверки знаний учащихся.

Представлен конспект урока по литературе в 11 классе. Урок сопровождается презентацией.

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал.

Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961) – знаменитый американский писатель и журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе. Интересно, что он стал популярным во всем мире не только благодаря с.

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее