Хозяйственное освоение северно ледовитого океана

Использование ресурсов Северного Ледовитого океана

Северный Ледовитый океан — наименьший по площади и глубине в мире. Характеризуется суровым климатом — ледяной покров центральной части сохраняется на протяжении года. Хозяйственное значение Северного Ледовитого океана велико для стран, берега которых он омывает: России, Канады, США, Норвегии, Дании, Исландии.

Биологические океанические ресурсы

Холодные арктические воды создают неблагоприятные условия для развития многообразных живых организмов, но низкотемпературная среда увеличивает продолжительность их жизни.

Наибольшим богатством органического мира отличается Северо-Европейская часть, прилегающая к Атлантике. Это Баренцево, Норвежское, Карское, Белое моря. Акватория, омывающая Сибирь, Дальний Восток и Канаду, характеризуется суровым климатом и бедными биологическими ресурсами.

В водах Чукотского моря и Берингова пролива наблюдается рост видового состава обитателей.

Морская капуста

Растительный мир океана невелик: ламинарии, фукусы, анфельции.

Морская капуста, добытая в северных морях, ценна содержанием йода, магния и других элементов. Добывают ее со дна Норвежского, Баренцева, Гренландского морей.

У Мурманского побережья ведется промысел ламинарии сахаристой, которая используется в пищевой промышленности, фармакологии, косметологии.

Моллюски

В северных морях водится более 100 видов двустворчатых моллюсков: песчаная мия, съедобная мидия, исландский гребешок, головоногие моллюски и др.

Учеными отмечается, что низкие температуры воды продлевают жизнь мидий до 25 лет, а в южных морях эти моллюски живут только 6 лет.

Крабы

В ХХ столетии в воды Баренцева моря переселили камчатских крабов, т. к. естественные условия Арктической акватории не подходят для жизни этих морских обитателей. Камчатский краб прижился в новом месте и обитает на глубине 20-200 м при комфортной температуре воды +1°C зимой и +12 °C летом.

В северных морях обитают киты:

  1. Гренландские (полярные). Водятся в Беринговом, Чукотском, Восточно-Сибирском, Гренландском морях и Бофорта. По габаритам и массе тела занимают 2 место в мире после синего кита. Вес достигает 100 т, а длина — 18 м. Это млекопитающее — долгожитель, средний возраст 60-70 лет. У рекордсменов продолжительность жизни составляет 200 лет.
  2. Морские единороги (нарвалы). Отличаются от других китов гигантским рогом (бивнем) длиной 2-3 м, который помогает определять температуру, давление воды и добывать пищу.
  3. Серые. Обитают у берегов Аляски. Относятся к виду усатых, достигают 15 м в длину.

Киты питаются ракообразными, зоопланктоном, мелкими рыбами, моллюсками.

Моржи

Моржи относятся к ластоногим животным, их лежбища размещаются на островах Новая Земля, Шпицберген, Гренландия, Исландия, а также в Чукотском и Карском морях , заливах Нортона и Анадырском.

Животное имеет клыки, помогающие выкапывать пищу из морского дна. Моржи — хищники, их добычей могут оказаться маленькие тюлени и нерпы.

Нерпы

По-другому их называют акибы. Принадлежат к роду тюленей. В арктических широтах водятся кольчатые нерпы, отличающиеся красивым рисунком в виде светлых колец на темном фоне спины.

Акибы имеют хорошие обоняние, слух и зрение. У них толстый слой подкожного жира, благодаря которому животные выносят низкие температуры.

Тюлени

Тюлени населяют арктические моря всей акватории океана, селятся в скалистых местах вдали от хищников. Видовое разнообразие включает гренландского тюленя размерами от 160 до 190 см, весом 140-160 кг.

Внешность тюленей отличают красивые выразительные глаза. Животные питаются рыбой, постоянно перемещаются вдоль кромки арктического льда, скрываясь от белых медведей и касаток.

Полярные медведи

Белый, или полярный, медведь — один из крупнейших хищников планеты. Обитает на дрейфующих и паковых льдах. Его тело приспособлено к проживанию при низких температурах воздуха и воды.

Подкожный слой жира достигает 10 см, мех с толстым подшерстком. Белый окрас делает его незаметным среди льдов. Кожа у белых медведей черная — это видно на носу и губах.

В арктических водах водится около 150 видов рыб:

  1. Сельдь атлантическая — на побережье Исландии, Гренландии, отличается жирностью от 12%.
  2. Пикша — крупная рыба весом до 3 кг, длиной 60-70 см. Относится к виду тресковых.
  3. Палтус — принадлежит семейству камбалы, водится в Баренцевом, Белом морях, у берегов Новой Земли.
  4. Атлантическая треска — требует чистую холодную воду от +1 до +10°C.
  5. Путассу — из семейства тресковых, водится в Баренцевом море. Отличается большой головой при малом теле.
  6. Сайда — хищная рыба из семейства тресковых. Обитает у берегов Исландии, в Норвежском море.

Рыбы северных морей имеют особый вкус.

Минеральные ископаемые

Геологи предполагают, что более 20% мировых запасов нефти и газа находятся на дне Арктического океана. Но активное их использование нерентабельно в экономическом плане.

В шельфовых зонах обнаружены нефтегазовые площадки в морях Бофорта, Баренцевом, Карском, Норвежском; бассейне северного склона Аляски, архипелага Канады и северо-восточном шельфе Гренландии.

На арктическом побережье России, США, Канады находятся залежи угля, олова, свинца, золота.

Виды хозяйственной деятельности в Северном Ледовитом океане

Развитие хозяйственной деятельности имеет большое значение для стран, граничащих с арктическими водами. Человек, живущий вблизи океана, высоко ценит его богатство: вкусные и полезные рыбные продукты, охоту в первозданной природе, морские транспортные пути.

Рыбная ловля

Ловля рыбы — первостепенное занятие местных жителей и промышленный промысел России, Норвегии, Гренландии, Исландии.

Общий размер вылова составляет 1,5 млн т в год.

В Баренцевом и Норвежском морях ведется промысел трески и пикши, в Беринговом проливе добывают сайду. Гренландское море богато сельдью, морским окунем, черным палтусом.

Охота

Начало китобойному промыслу было положено в XVII в. английскими судоходами у берегов Шпицбергена. Объектами охоты были также нерпы, моржи, акулы, белухи. К концу XIX столетия популяция китов была почти полностью истреблена. С тех пор добыча китов лимитировали для восстановления их поголовья.

В 1972 г. был принят международный акт о защите морских млекопитающих, разрешающий охоту на тюленей, моржей и нерп исключительно коренному населению.

Добыча может использоваться для пропитания и изготовления предметов народного промысла.

Морские перевозки

Главная транспортная магистраль в Арктике — Северный морской путь протяженностью 5600 км, который проложен вдоль берегов Евразии, соединяет порты Европы с Дальневосточными краями России.

На пути расположены портовые города: Мурманск, Архангельск, Диксон, Дудинка и др. Навигация длится 2-4 месяца. Суда перевозят в отдаленные восточные районы продовольствие, оборудование, топливо. Обратно везут нефть, лес, руды.

Добыча нефти и газа

Разведка месторождений нефти и газа ведется с 70-х гг. ХХ в.

Важные объекты по разработке и добыче углеводородов находятся в следующих странах:

Многие месторождения не разведаны, освоение запасов связано с высокой стоимостью разработок земель.

Военно-стратегическое значение

В морях Северного Ледовитого океана военно-морские силы государств ведут патрулирование и охрану границ, проводят военно-стратегические учения.

Берега Гренландии охраняются датским флотом, база которого расположена в Кангилиннгуите. Норвежская охрана имеет корабли и фрегаты со сверхзвуковой ракетой NSM.

Российский Северный флот базируется на берегах Баренцева и Белого морей. Имеет в арсенале ледоколы, авианосец с установленными баллистическими ракетами.

На берегах Аляски расположены ледоколы военно-морских сил Америки и атомные подлодки. Специальная конструкция лодок позволяет работать подо льдом.

Туризм

Экстремальный туризм захватил Арктику. Путешественники едут сюда познакомиться с неизведанными местами планеты, добраться до Северного полюса, увидеть северное сияние, арктических животных.

Туристические маршруты, спортивные экспедиции совершаются на комфортабельных судах или ледоколах с посещением островов Врангеля, Шпицберген, Земли Франца-Иосифа.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (149)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (13)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2333)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (111)
  • Дальние страны (1168)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (531)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (857)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (263)
  • Земля (140)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (672)
  • Истории любви (183)
  • ИСТОРИЯ (2284)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1115)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (247)
  • Легенды и мифы (167)
  • ЛИТЕРАТУРА (255)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (187)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (516)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (29)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (51)
  • Москва (73)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (608)
  • Облака (14)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (250)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (194)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (751)
  • Праздники (52)
  • Притчи (34)
  • Проза (474)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (202)
  • Психология (80)
  • Птицы (213)
  • Растения (119)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (103)
  • Россия (1180)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (112)
  • Символы (159)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (76)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1544)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (212)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (179)
  • Фотографии (520)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (771)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (289)
  • ЭПОХА СССР (403)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Освоение Северного Ледовитого Океана. Часть 1

Четверг, 16 Октября 2014 г. 23:34 + в цитатник

РАБОТЫ В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ

В нашем морском деле для успешности и верного движения вперед лучше всего на один из первых планов поставить завоевание Ледовитого океана. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ

Северную полярную область земного шара, включающую окраины материков Евразии и Северной Америки и почти весь Северный Ледовитый океан со всеми его островами и прилегающими к нему частями Атлантического и Тихого океанов, площадь которых составляет 25 млн. км 2 , издавна называют Арктикой. Над громадными просторами северной полярной области раскинуто семизвездие Большой Медведицы, никогда не скрывающееся за горизонт.

Название Арктика происходит от древнегреческого слова Артикос — Северный, которое в свою очередь образовано от древнегреческого же Арктос, означающего «медведь».

image

Не следует думать, что древним грекам были известны белые медведи. Нет, здесь речь идет о мнимом небесном медведе — созвездии Большой Медведицы. Позднее, со времен освоения высоких широт, название Арктика стало относиться и к центральной части обширного Северного Ледовитого океана, занимающего вместе с входящими в него морями площадь, равную 13 млн. км 2 . Площадь же центральной части Северного Ледовитого океана составляет 5 млн. км 2 .

Теперь установлено, что многие природные процессы, происходящие в центральной части Северного Ледовитого океана, оказывают огромное влияние па природу не только Крайнего Севера, но и всего северного полушария. Происходящее именно здесь, в высокоширотной области земного шара, перемещение теплых и холодных вод, сложный дрейф мощных полярных льдов, формирование холодных воздушных масс и их борьба с теплыми воздушными массами, поступающими из районов Атлантики и Тихого океана, обусловливают климат всего северного полушария.

Примерно до середины 30-х годов XX века мировой науке, в том числе и советской, известно было совсем немного научных данных о природе центральной части Северного Ледовитого океана — высокоширотной области, прилегающей к Северному полюсу. Знания об Арктике накоплялись постепенно. Огромная и суровая, она на протяжении веков привлекала внимание ученых и путешественников всего мира.

Покорить Арктику и проникнуть на Северный полюс пытались русские, американцы, англичане, датчане, шведы, норвежцы, голландцы, итальянцы и австрийцы. Многие из них уходили в полярные экспедиции на судах. Но, попав в суровые условия, они оставляли суда и по дрейфующим льдинам на собачьих упряжках, на лыжах, а иногда даже пешком, пытались проникнуть в центр Арктики. Памятные вехи в истории ее познания оставили многие экспедиции. Они дали науке важные материалы о природе Арктики. Несмотря на то что многие ученые и путешественники расплачивались жизнью за свои открытия, снова и снова находились смельчаки, бесстрашно шедшие на штурм Арктики.

image

Нарты

image

Существует много неоспоримых доказательств, что ведущее место в истории исследования и освоения Северного Ледовитого океана, насчитывающей более восьми веков, по праву принадлежит России. Всему миру известны замечательные имена русских первооткрывателей — землепроходцев и ученых Дежнева, Челюскина, Лаптева, Литке, Пахтусова, Макарова, Русанова, Седова и мн. др. Это они открыли и нанесли на карту побережье Северного Ледовитого океана и арктические острова.

Первые ценные сведения о природе Арктики в дореволюционной России были получены высокоширотной экспедицией во второй половине XVIII века, которая была организована по инициативе и предложению великого ученого М. В. Ломоносова. Именно Ломоносов составил для этой экспедиции, руководимой адмиралом В. Я. Чичаговым, ценнейший документ — «Записку», содержащую сведения в области мореведения, полученные на основании многочисленных источников, начиная с рассказов его земляков-поморов и кончая свидетельствами о плаваниях моряков под разными флагами.

image

Анатолий Васильев. М. В. Ломоносов и В. Я. Чичагов

image

Маршруты экспедиций Чичагова. Белые линии — маршрут 1765 г., красные — 1766 г.

Подробно изучив многие материалы северных экспедиций, Ломоносов изложил основы арктической океанографии, наметил схему течений и дрейфа льдов в Арктике, составил классификацию полярных льдов. Основные научные положения, высказанные Ломоносовым, сохранились и до сих пор. Ломоносов придавал исключительно большое значение развитию плавания Северным морским путем и, как патриот своей Родины, говорил, что «Северный океан — есть пространное поле, где усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою через изобретение восточно-северного мореплавания».

Несмотря на то что полярные экспедиции организовывались на скудные средства и не находили поддержки у царского правительства, самоотверженное стремление исследователей: к разгадке тайн Арктики по-прежнему оставалось неиссякаемым. Славным примером этого явилось первое сквозное плавание по Северному морскому пути в 1878-1879 годах шхуны «Вега» под командованием известного полярного исследователя А. Э. Норденшельда.

image

Евгений Войшвилло. Пароход ВЕГА

Нильс Адольф Эрик Норденшёльд на фоне «Веги»

Знаменитое плавание состоялось лишь благодаря деятельному участию, которое принимали, предоставив значительные денежные средства на ее организацию, сибирские золотопромышленники М. К. Сидоров и А. А. Сибиряков, заинтересованные в транспортном освоении арктических морей и в экономическом развитии Севера.

Во время плавания, длившегося почти год, экспедиция детально обследовала побережье арктических морей и получила ценные материалы. После первого сквозного плавания шхуны «Вега» по Северному морскому пути еще многие исследователи пытались доказать целесообразность изучения и использования этого пути. Но на небольших судах трудно было пробиться сквозь тяжелые сплошные льды арктических морей. Необходимо было создать более мощное судно, способное пройти сквозь такие льды.

В 1898 году по проекту талантливого русского флотоводца и ученого адмирала С. О. Макарова на судостроительных верфях Армстронга в английском городе Ньюкасле был построен первый в мире мощный русский ледокол «Ермак».

Степан Осипович Макаров

Создание «Ермака» открыло новую эру в истории освоения Арктики — наконец-то появилось первое судно, способное преодолевать полярные льды.

Е. Войшвилло. Ледокол ЕРМАК

Ледокол «Ермак»

Пройдя во льдах 230 миль, к середине августа ледокол достиг района, расположенного севернее Шпицбергена на широте 8Г28′. Плавая на «Ермаке», Макаров выполнил океанографические исследования, изучил свойства полярных льдов в районе Шпицбергена, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Блестящие результаты его исследований сохранили свое научное значение до наших дней.

На протяжении более полувека замечательное детище Макарова — ледокол «Ермак» находился в составе русского флота. Во время Великой Октябрьской социалистической революции ледокол «Ермак» выполнил не одну боевую операцию. В 1918 году под проводкой «Ермака» из Гельсингфорса в Кронштадт были выведены сотни судов Балтийского военно-морского флота. За этот героический ледовый поход «Ермак» получил награду — Почетное революционное Красное знамя ВЦИК. В годы советской власти «Ермак» длительное время вместе с другими мощными ледоколами успешно плавал в полярных морях. В 1949 году советский народ торжественно отметил 50-летие «Ермака». За долгую и безупречную работу ледокол был награжден орденом Ленина.

У талантливого флотоводца, адмирала Макарова, создавшего первый русский ледокол, ознаменовавший начало новой эры в освоении арктических морей, нашлось много последователей. Уже в 1910 году в арктические моря ушли русские военные моряки-гидрографы. С 1914 по 1915 год гидрографическая экспедиция под начальством Б. А. Вилькицкого на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» совершила сквозное плавание Северным морским путем с востока на запад, из Владивостока в Архангельск.

Борис Андреевич Вилькицкий

Е. Войшвилло. Транспорты ТАЙМЫР и ВАЙГАЧ

Пробиваясь сквозь тяжелые сплошные льды на север от Таймырского полуострова, экспедиция открыла большой арктический архипелаг, названный впоследствии Северной Землей. Это было одно из крупнейших географических открытий начала XX века. Совершив сквозное плавание на «Таймыре» и «Вайгаче», русские моряки этим плаванием доказали возможность и целесообразность использования Северного морского пути.

С победой Великого Октября пришла новая эра для Арктики — эра советских всесторонних и планомерных ее исследований, ставших государственно важным делом.

Первая советская гидрографическая экспедиция для изучения Северного Ледовитого океана была создана на основании Постановления Совета Народных Комиссаров, подписанного В. И. Лениным 2 июля 1918 года.

Но этой первой советской экспедиции из-за интервенции на севере страны не удалось развернуть широкие работы.

В феврале 1920 года, как только был освобожден от интервентов Архангельск по инициативе В. И. Ленина была организована Первая карская экспедиция для товарообмена советского европейского севера с западносибирскими портами Карского моря.

Отступая из Архангельска, интервенты захватили и угнали почти весь флот, оставив в порту только суда, до предела изношенные и совершенно неприспособленные к плаванию во льдах. На таких 18 судах и была совершена Первая карская операция — беспримерный поход из Белого в Карское море — к устьям Оби и Енисея и обратно. Советские суда впервые доставили на побережье Карского моря необходимые промышленные товары для населения Сибири, а оттуда вывезли 8600 тонн продовольствия. Кроме того, в Сибири суда взяли для устанавливающегося товарообмена с заграницей ценный груз — пушнину, кожу, конский волос, шерсть и лен. За снаряжением и выполнением Карских операций внимательно следил В. И. Ленин, так как вывоз продовольствия из Сибири считал вопросом жизни и смерти для всего Северного Края молодой Советской республики.

В первые годы советской власти в стране наряду с развитием морских экспедиций в устья великих западносибирских рек Оби и Енисея, связанных с вывозом хлеба и товаров, придавалось не менее важное значение гидрографическим работам для гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства и обороны страны. В январе 1919 года, когда север еще не был освобожден от интервентов, при научно-техническом управлении Высшего совета народного хозяйства была организована комиссия по изучению Севера. Немного позднее, в феврале 1920 года, накануне освобождения Архангельска от интервентов эта комиссия была преобразована в Северную научно-промысловую экспедицию по изучению Арктики.

Создание такой специальной организации, которая руководила бы исследовательской деятельностью разных ведомств и учреждений на всем пространстве, тяготеющем к морям Северного Ледовитого океана, было одобрено и поддержано В. И. Лениным.

Северная научно-промысловая экспедиция в первый год существования развернула работы по всему Советскому Европейскому Северу: от побережья Кольского полуострова до пролива Югорский Шар. Экспедиционно-исследовательские работы в море проводились на трех небольших гидрографических судах — тральщике «Дельфин», шхунах «Шарлотта» и «Надежда».

Важной и трудновыполнимой была задача Северной научно-промысловой экспедиции в первые годы советской власти. В стране восстанавливалось разрушенное гражданской войной хозяйство, не было продовольствия, топлива, судов для экспедиционных работ. Поэтому в первую очередь необходимо было провести научные исследования гидрометеорологического режима районов морских судоходных трасс и районов промысла рыбы и морского зверя. Для успешного выполнения товарообменных Карских морских операций уже в начале 1920 года Северная научно-промысловая экспедиция приступила к изучению гидрометеорологического режима проливов Карские ворота и Югорский Шар, соединяющих Баренцево и Карское моря. В этих проливах начались регулярные наблюдения над течением, дрейфом льдов, погодными условиями, изучался сложный рельеф дна. Исследования гидрометеорологического режима в этих проливах продолжались и в последующие годы. Их результаты явились основанием для создания навигационных пособий по течениям в этих районах.

Организация, носившая название «Северная научно-промысловая экспедиция», в действительности уже в первые годы советской власти была большим комплексным научно-исследовательским институтом. В 1921 году в экспедиции уже насчитывалось 23 отряда с общим числом участников 400 человек.

В первые годы работа Северной научно-промысловой экспедиции возглавлялась Ученым советом экспедиции. В него входили такие известные ученые и общественные деятели страны, как А. П. Карпинский, А. Е. Ферсман, Ю. М. Шокальский, К. М. Дерюгин, Н. М. Книпович, Л. С. Берг.

Академик Лев Семёнович (Симонович) Берг

Александр Петрович Карпинский

Александр Евгеньевич Ферсман

Юлий Михайлович Шокальский

Константин Михайлович Дерюгин

Николай Михайлович Книпович

Надо отметить, что в первый состав Ученого совета экспедиции вместе с известными академиками и профессорами вошел и великий русский писатель А. М. Горький, занимавшийся в эти годы большой организационной и общественной деятельностью.

Создание Плавучего морского научного института определило дальнейшие пути развития гидрометеорологических исследований в Северном Ледовитом океане, прилегающих морях и устьях рек.

В новом научном институте наряду с биологическим и геолого-минералогическим отделениями для систематических гидрометеорологических исследований открытых морей и побережий были созданы специальные гидрологическое и метеорологическое отделения.

В 1921 году, когда созданный новый Плавучий морской институт совершал свой первый рейс на ледокольном пароходе «Малыгин» под руководством профессора И. И. Месяцева, в Архангельске для института уже достраивалось специальное исследовательское судно «Персей» — пароход со вспомогательным парусным вооружением, с надежной обшивкой для обеспечения плавания во льдах.

Евгений Войшвилло. Ледокольный пароход МАЛЫГИН

Первенец советского исследовательского флота нес на стеньге гротмачты брейдвымпел: синее поле небосвода с яркими крапинками созвездия Персей, никогда не заходящего в северном полушарии.

Брейдвымпел Плавучего морского научного института (Плавморнин)

Этот брейдвымпел стал хорошо известным всему поколению советских моряков и океанографов. «Персей» — корабль научных дерзаний — положил начало большому морскому научному походу советских ученых.

Профессор Иван Илларионович Месяцев

Постройка «Персея» была подарком архангельских рабочих советским ученым. Корпус «Персея» они собрали из старой зверобойной шхуны, машины и котел сняли с морского буксира, поднятого со дна Северной Двины. На старых, не пригодных к плаванию судах, пристанях и в цехах судоремонтных заводов Архангельска они отыскали остальные детали. Энтузиазм рабочих не смогли остановить ни голод, ни хозяйственная разруха, ни скудные денежные средства и возможности. Наперекор всему они создали прекрасное экспедиционное судно, хорошо приспособленное для плавания во льдах.

Исследовательское судно «Персей»

7 ноября 1922 года, в день 5-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, «Персей» — первый корабль, построенный в советское время, был торжественно спущен на воду. В приветственной телеграмме В. И. Ленину и М. И. Калинину президиум архангельского Губисполкома писал, что «Персей» — одно из лучших научных судов в мире.

Евгений Войшвилло. Судно ПЕРСЕЙ

Почти 20 лет нес службу «Персей» в северных морях. В Гренландском, Норвежском, Баренцевом, Белом и Карском морях он совершил около 100 рейсов, пройдя расстояние более 200 тыс. км. В тяжелых полярных льдах судно находилось 20 дней почти 6 лет. На этом корабле прошли прекрасную исследовательскую школу сотни студентов. Многие из них впоследствии стали известными учеными. В течение 13 лет научной работой Плавучего института руководил крупный советский исследователь моря, профессор И. И. Месяцев. В 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, «Персей» затонул после бомбардировки его немецкими самолетами.

Воплощенная в декрете В. И. Ленина от 10 марта 1921 года идея планомерного изучения морей нашла свое выражение не только в работах Плавморнина, но и в биологических и гидрологических исследованиях, к которым сразу же после опубликования декрета 16 марта 1921 года приступили многие учреждения и ведомства. Почти одновременно с Плавморнином был создан Институт рыбного хозяйства.

В 1925 году Российским гидрологическим институтом, который позднее стал называться Государственным гидрологическим институтом, и Мурманской биологической станцией возобновились систематические наблюдения на разрезе по Кольскому меридиану. В это же время начались наблюдения на разрезе в Финском заливе. С 1922 года Государственным гидрологическим институтом, Гидрографическим управлением и Северной научно-промысловой экспедицией на судне «Мурман» (бывший «Андрей Первозванный») под руководством профессора К. М. Дерюгина стали проводиться систематические исследования гидрологического режима Белого моря.

Константин Михайлович Дерюгин

Евгений Войшвилло. Ледокольный пароход МУРМАН

В следующем, 1923 году состоялась первая комплексная экспедиция Плавморнина на судне «Персей» в Баренцево море. В этом же году в связи с открытием Гидрографическим управлением на Новой Земле, в проливе Маточкин Шар, первой полярной геофизической обсерватории началось регулярное изучение гидрологического режима пролива — этого важного в навигационном отношении района.

С развитием Карских операций уже в 1922 году началось строительство портов в устьях Оби и Енисея. В сентябре 1923 года в пустынной бухте Обской губы состоялось торжественное поднятие Красного Знамени, врученного ВЦИК Комитету Северного морского пути за его работы на Крайнем Севере. На знамени было написано: «Знанию, энергии и самоотверженному труду горстки работников Комитета Северного морского пути, рабочих, служащих и экипажа экспедиций, пролагателям новых путей будущего Сибири».

На Енисее, среди топкой тундры и озер, вырос порт Игарка, а затем крупнейший лесопромышленный центр, куда теперь приходят сотни советских и иностранных судов. На помощь караванам судов, плывущих среди льдов, пришли мощные ледокольные пароходы и ледоколы. К штурму бескрайних просторов Арктики приступила полярная авиация.

В 1924 году самолет советского летчика Б. Г. Чухновского впервые сделал в Карском море ледовую разведку для судов, идущих из Европы через Карское море в устье Оби и Енисея.

Борис Григорьевич Чухновский

Самолёт “YU-20“ Б. Г. Чухновского

Затем в 1926 году полярные летчики Томашевский и Михеев стали выполнять целевые полеты над льдами Белого моря. Они выяснили районы лежбищ тюленей и тем самым оказывали неоценимую помощь промысловым судам. Применение полярной авиации, безусловно, открыло новые широкие перспективы в изучении арктических морей, а затем и в изучении Центрального Полярного бассейна.

Аполлинарий Иванович Томашевский / Иван Васильевич Михеев

Из истории русской авиации известно, что первые полеты над Арктикой в сложных метеорологических условиях совершил в 1914 году замечательный русский военный летчик И. И. Нагурский, принимая активное участие в поисках затерянных во льдах экспедиций русских полярных исследователей — Седова, Брусилова и Русанова. В поисках экспедиций он, поднимаясь на гидросамолете с Новой Земли, произвел пять полетов, во время которых достиг мыса Литке и удалился к северо-западу от суши на 100 км.

И. И. Нагурский провел в воздухе свыше 10 часов и пролетел около 1100 км на высоте 800-1200 м. После полетов над Арктикой Нагурский писал, что авиация, безусловно, станет в будущем самым быстрым способом передвижения и поможет преодолеть тысячеверстное расстояние до Северного полюса, полное преград из-за тяжелых природных условий.

Ян Иосифович Нагурский

Иван (Ян) Иосифович Нагурский

И действительно, авиация уже спустя два десятилетия после его полетов сыграла огромную роль в освоении Арктики.

Сейчас полярная авиация в деле изучения высоких широт занимает одно из основных мест, так как до сих пор служит там единственным способом передвижения.

Развитие полярной авиации в нашей стране позволило уже к концу 30-х годов практически подойти к решению многих сложных задач в изучении Центральной Арктики. Опыт, накопленный во время многочисленных полетов над арктическими морями, во многом пригодился при организации первой воздушной высокоширотной экспедиции в 1937 году.

Серьезной проверкой сил советских полярников — моряков, летчиков, научных работников явилась в конце мая 1928 года операция, предпринятая Советским Союзом по спасению итальянской экспедиции Нобиле, потерпевшей катастрофу при возвращении с Северного полюса, в районе Шпицбергена.

Дирижабль Умберто Нобиле «Италия»

После падения дирижабля почти в центре Арктики во льдах терпели бедствие 11 человек итальянской экспедиции вместе с руководителем Умберто Нобиле.

Умберто Нобиле

Полеты «Италии»

Тревожная весть о катастрофе быстро облетела весь мир. В розысках упавшего на льды дирижабля приняли участие 6 стран, направившие 18 судов и 21 самолет. Советское правительство на поиски итальянской экспедиции Нобиле направило ледоколы «Малыгин» и «Красин», ледокольный пароход «Г. Седов». На борту «Малыгина» и «Красина» для разведки находились одномоторные самолеты. Полярные летчики Бабушкин и Чухновский в этой операции сыграли главную роль. Летая над льдами в необычных и сложных условиях, Чухновский 10 июля обнаружил лагерь потерпевших крушение итальянцев.

Евгений Войшвилло. Ледокол КРАСИН

Советскому ледоколу «Красин» потребовалось два дня, чтобы пробиться сквозь тяжелые льды к лагерю. Участники экспедиции были сняты со льда и спасены.

Ледокол “Красин“ у палатки Умберто Нобиле

С востока к месту катастрофы подошел и второй советский ледокол «Малыгин». Четко и слаженно работали советские люди, спасая участников итальянской экспедиции. Впервые так далеко на север сквозь тяжелые льды прошли ледокольные суда. Первые походы советских кораблей показали, что ледокольные пароходы и ледоколы являются незаменимым могущественным средством при освоении Северного морского пути.

Восхищение всего мира вызвало мастерство советских полярных летчиков, которые впервые в истории полярной авиации неоднократно взлетали и садились на дрейфующей льдине. Многие иностранные океанографы, изучающие арктические льды, в том числе и знаменитый норвежский полярный исследователь Харальд Свердруп, до советской операции по спасению экспедиции Нобиле утверждали, что летом посадить самолет в Арктике на плавучие льды невозможно. Советские летчики, однако, блестяще опровергли это утверждение. Базируясь на ледоколе «Малыгин», летчик Бабушкин в июле, в разгар арктического лета, среди хаоса заснеженных заструг и торосов, покрытых низким туманом, совершил 15 посадок самолета на дрейфующие льдины.

Михаил Сергеевич Бабушкин

Героическому походу советских судов в высокие широты посвятил стихи Владимир Маяковский:

в этом холоде голом:

с двухметровых льдин.

Первый советский большой поход в высокие широты, кроме того, что оказался решающим в операции по спасению экспедиции Нобиле, принес ценные научные данные о природе арктических морей. Научные работники, находящиеся на ледоколе «Малыгин» на пути к лагерю потерпевших катастрофу, произвели гидрологические исследования Баренцева моря. А участники экспедиции ледокола «Г. Седов», направившегося на поиски итальянцев к Земле Франца-Иосифа, обследовали ее западную и южную части.

Следует отметить, что незадолго до первого большого похода в высокие широты в арктические моря было совершено несколько плаваний, во время которых проведенные океанографические исследования дали интересные научные результаты.

Так, в 1925 году суда Северной научно-промысловой экспедиции, плавая вокруг Новой Земли, детально обследовали ее побережье, а гидрографическое судно «Метель» Главного гидрографического управления в этом же году, а затем гидрографические суда «Азимут», «Мурман» и «Купава» под руководством профессора Н. Н. Матусевича выполнили обширные наблюдения над течениями в Горле Белого моря. В результате проведенных работ по этому району были составлены навигационные пособия — атласы приливо-отливных течений, а затем и атласы льдов. Это были первые работы, проводимые несколькими судами одновременно.

Николай Николаевич Матусевич

Рекордное продвижение советских ледоколов в высокие широты, успешное плавание советских экспедиций по отдельным участкам Северного Ледовитого океана позволили значительно ускорить изучение и освоение полярных областей. Уже в 1929 году было организовано несколько экспедиций в Белое и Баренцево моря. Используя материалы этих экспедиций, профессор В. В. Тимонов подробно исследовал вопрос водообмена между Белым и Баренцевым морями.

Всеволод Всеволодович Тимонов

Таким образом, развитие знаний о течениях, водообмене, льдах, применение авиаразведок, работа службы погоды, совершенствование тактики плавания во льдах способствовали успешному проведению навигации в арктических водах. Корабли ледокольного типа стали проводить караваны грузовых судов в Карское море почти на 20 дней раньше, а выводить из него значительно позже, чем в предыдущие годы. Продвинулось вперед и освоение восточного сектора Арктики. Из Владивостока на Колыму установились регулярные рейсы пароходов. В 1927 году впервые Северным морским путем советские суда прошли в устье Оби и в устье Лены и в бухту Тикси.

Чтобы проложить сквозной Северный морской путь и превратить его в безопасную трассу для судов на всем протяжении из Атлантического океана в Тихий, надо было, не ограничиваясь изучением в какой-то степени участков Северного морского пути в его западном и восточном секторах, приступить к выполнению нового и решающего шага в освоении Арктики — проведению научных исследований одновременно на всех арктических морях.

В связи с этим в 1928 году Совет Народных Комиссаров принял еще одно постановление об усилении научно-исследовательских работ в арктических владениях СССР.

В 1929 году состоялись три крупные морские экспедиции — на ледокольных пароходах «Седов» и «Малыгин» и на шхуне «Ломоносов». Экспедиция на л/п «Седов», руководимая профессором О. Ю. Шмидтом, организовала в бухте Тихой, на земле Франца-Иосифа, самую северную геофизическую обсерваторию.

Ледокольный пароход «Седов»

В 1930 году экспедиция на л/п «Седов», руководимая также Шмидтом, выполнила большие гидрографические исследования в северной части Карского моря. Здесь экспедиция открыла о. Визе, названный именем известного советского ученого В. Ю. Визе, который за 6 лет до экспедиции «Седова» на основании анализа дрейфа судна «Св. Анна» предположил наличие в этом районе острова.

Академик Отто Юльевич Шмидт

В период с 1930 по 1935 год многочисленные советские экспедиции провели большие и весьма ценные исследовательские работы на водных пространствах, расположенных между Гренландией, Землей Франца-Иосифа, северной оконечностью Новой Земли и Северной Землей. Советскими экспедициями было открыто много островов, мысов, заливов. Было установлено, что Северная Земля состоит из четырех крупных и многих мелких островов. Самый большой остров назвали островом Октябрьской Революции. Появились на карте Арктики новые названия: острова — Большевик, Комсомолец и Пионер, проливы — Шокальского, Красной Армии и Юнгштурм, гора Серп и Молот.

Евгений Войшвилло. Ледокольный пароход ГЕОРГИЙ СЕДОВ

Руководителями и участниками многочисленных экспедиций в этот период были В. В. Шулейкин, В. А. Васнецов, А. М. Лавров, Н. Н. Зубов, В. Ю. Визе, Р. Л. Самойлович, В. Г. Богоров, И. Д. Жонголович, М. М. Ермолаев, Вс. А. Березкин, Г. А. Ушаков, А. Ф. Лактионов, Г. П. Горбунов, Н. И. Евгенов, И. А. Киреев и многие другие.

Член-корреспондент АН СССР Вениамин Григорьевич Богоров

Профессор Николай Иванович Евгенов

Профессор Всеволод Александрович Березкин

В 1930 году Арктический институт, называемый тогда «Северной научно-промысловой экспедицией», перешел в ведение ЦИК СССР. Перед институтом, директором которого был назначен профессор Шмидт, были поставлены обширные задачи, затрагивающие интересы многих учреждений и ведомств. Институт должен был вести всестороннее изучение арктической области, объединив другие родственные организации общим планом работ. Начиная с 1930 года Арктический институт должен был проводить геологические, геоморфологические, метеорологические, геофизические, гидрологические, гидробиологические, зоологические, геоботанические, географические, этнографические исследования, геодезические и топографические работы, исследовать пути и способы водного и воздушного сообщений в Арктике, изучать оленеводство, промысловое дело и экономику Крайнего Севера.

С этого времени все виды работ Арктического института, которые носили узко прикладной характер и проводились в таких относительно освоенных районах, как, например, Баренцево море, были переданы в другие организации. Если раньше Арктический институт вел в Баренцевом море рыбохозяйственные исследования с целью выяснения рыбопромыслового значения этого моря, то теперь эти исследования стали главной задачей вновь созданного Института рыбного хозяйства.

Постановление Совета Народных Комиссаров об усилении научно-исследовательских работ в арктических областях, безусловно, способствовало тому, что уже в 1932 году фронт борьбы за покорение Арктики настолько расширился, что морскими экспедициями были охвачены одновременно все арктические моря. Однако необходимо было создать экспедицию, которая смогла бы в одну навигацию проложить сквозной морской путь через арктические моря с запада в Тихий океан. Осуществление этой исторической экспедиции правительство поручило Арктическому институту, предоставив ему для этой цели ледокольный пароход «Сибиряков».

Евгений Войшвилло. Ледокольный пароход СИБИРЯКОВ

28 июля 1932 года экспедиция, начальником которой был О. Ю. Шмидт, научным руководителем В. Ю. Визе, а капитаном судна В. И. Воронин, вышла из Архангельска. Плавание проходило в сложных гидрометеорологических условиях. Тяжелые льды сдавливали судно со всех сторон. Когда до Берингова пролива осталось менее чем 100 миль, от ударов о лед обломался винт. Обледеневшее судно стало неуправляемым и беспомощным; оно сделалось игрушкой сильного встречного течения и жестокого ветра. Почти 12 дней судно дрейфовало в Чукотском море. Спасти судно могло только благоприятное направление ветра. Спасительный северо-западный ветер вынес снаряженное самодельными парусами из брезентовых мешков судно в Берингов пролив, где кончалась кромка льдов и темнела вода открытого моря. Здесь 1 октября «Сибиряков», имеющий под парусами странный, почти фантастический вид, был взят на буксир рыболовным траулером «Уссуриец», занимающимся промыслом в Беринговом море.

Впервые в одну навигацию был пройден Северный морской путь. Необычайное плавание «Сибирякова» от Архангельска до Берингова пролива заняло всего 65 дней.

Советские люди постепенно и настойчиво приближались к победе над Арктикой. Следующие один за другим после похода ледокольного парохода «Сибиряков» плавания в одну навигацию из Атлантического океана в Тихий советского ледокольного парохода «Челюскин», ледореза «Литке», а затем и других судов доказали всему миру возможность использования Северного морского пути.

Ледокольный пароход «Челюскин»

Ледорез «Литке»

На протяжении трех столетий мореплаватели разных стран пытались пройти через северные ледовитые моря из Атлантического в Тихий океан. Только трем экспедициям удалось это сделать в 1878-1880 годах: шведско-русской экспедиции Норденшельда на шхуне «Вега», в 1914-1915 годах русской гидрографической экспедиции на судах «Таймыр» и «Вайгач» и в 1918-1920 годах норвежской экспедиции известного полярного исследователя Амундсена на шхуне «Мод». Эти героические плавания проходили в суровых условиях, когда еще на побережье Северного Ледовитого океана не было ни радиостанций, ни маяков, не существовало еще и полярной авиации. Арктика тогда представляла собой безмолвную ледяную пустыню. И чтобы вслепую пробиться сквозь эту пустыню и проложить вдоль побережья Северного Ледовитого океана сквозной морской путь судам, понадобилась не одна, а несколько навигаций. Так, шхуна «Вега» пробивалась сквозь толщу полярных льдов 348 дней, суда «Таймыр» и «Вайгач» — 407 дней, а шхуна «Мод» — 735 дней.

Евгений Войшвилло. Шхуна МОД

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее