Почему Москва — порт пяти морей?
«Порт пяти морей» не имеет ни одного моря в черте города. Из водоёмов — лишь пара рек и несколько прудов, по большей части непригодных для купания. Однако столицу действительно называют «портом», связывающим сразу пять русских морей.
Москве часто придумывают звучные «прозвища». Несколько веков её называли Третьим Римом и небезосновательно. Но был ли повод величать столицу «портом пяти морей»?
Московский канал
Порт пяти морей без единого моря
Громкое название придумал Иосиф Сталин. Именно такую фразу он произнёс на открытии Московского канала. Новый путь открыл широкие возможности для водного сообщения. После завершения строительства люди по воде добирались до любого из пяти морей. Белое, Балтийское, Чёрное, Азовское и Каспийское моря отныне навсегда соединились с Москвой.
Фраза, на самом деле, не совсем корректна. С тем же успехом «портом пяти морей» может стать Казань или Волгоград. Города точно так же соединяются с морями сетью каналов. Однако с лёгкой руки Генсека именно Москве выпала честь прославиться.
Считается, что Московский канал воплотил мечту Петра I — дал столице выход к большой воде. Вместе с этим, канал Москвы — не единственный элемент системы. По какой-то причине в стороне остались Беломорско-Балтийский и Волго-Донской каналы.
Канал Москва-Волга
Только Московский канал относится к «Великой стройке коммунизма». В 1930 году стало ясно, что Рублёвский водопровод не справляется. В столице чувствовалась острая нехватка питьевой воды. Тогда придумали обводнить Москву-реку свежими водами Волги. Даже дистанция в 120 километров не смутила инженеров.
Рабочие начали стройку в 1931 году. Весной 1937 года трассу от Волги до Москвы заполнили водой. Сегодня по этому каналу в столицу поступает 60 процентов питьевой жидкости. Но, если говорить о соединении с морями, одного Московского канала было явно не достаточно.
Вид на железнодорожный мост и один из шлюзов Московского канала
Московский канал — не единственный
Открытие Беломорско-Балтийского канала было не таким пышным. Гордость первой пятилетки не внесли в список «Великих строек коммунизма». Несмотря на это, построили канал в два раза быстрее, чем Московский. Работы начались в 1931 году, а завершились уже в августе 1933 года. Сроки — рекордные. И по протяжённости Беломорканал «бьёт» Московский. Общая длина пути от Белого моря до Онежского озера составляет 227 километров.
Последняя часть сети, соединяющая Москву с пятью морями, — Волго-Донской канал. Протяжённость канала небольшая, всего 101 километр. Зато история богатая. Соединить Дон и Волгу в точке максимального сближения рек задумал ещё турецкий султан в XVI веке. С задачей не смогли справиться 22 тысячи солдат. Новую попытку соединить реки предпринял Пётр I. Идея с треском провалилась. Сначала два иностранных инженера сбежали с места работ, а потом внимание императора поглотила Северная война.
Волго-Донской канал
В 1952 году по только что построенному каналу начали двигаться суда. Волго-Донской канал окончательно утвердил связь Москвы с пятью морями России.
Один из шлюзов Волго-Донского канала
Что дало соединение Москвы-реки с Волгой?
Завершение строительства трёх каналов открыло транспортные перспективы. По воде из столицы можно было добраться до Астрахани, Ростова-на-Дону, Ярославля. Специально для развития судоходства построили флотилию пассажирских кораблей.
Корабельный парк был обширным: пять колёсных пароходов-гигантов, шесть вместительных теплоходов и небольшие речные суда. Открылись скоростные пригородные маршруты. Их обслуживали теплоходы на подводных крыльях — советские «Ракеты». В 2016 году последняя «Ракета» поступила на утилизацию. Сегодня по водам Московского канала ходят исключительно круизные теплоходы.
Источник
Как Москва стала “портом пяти морей”
Как известно, топонимы могут быть как официальными, отмеченными на всех картах, так и народными, когда тот или иной город, село, речку или гору жители региона называют по-своему. Московское море – один из таких топонимов. Он хорошо известен не только в столице и ее окрестностях. И хотя официальное наименование этого водоема – Иваньковское водохранилище, народное название подходит ему гораздо больше. Ведь история возникновения этого моря тесно связана с размахом ударных строек эпохи сталинизма, когда ради высшей цели не жалели ни заключенных ГУЛАГа, ни затопленных городов и поселков.
Остров Могильный в Иваньковском водохранилище
Московским морем Иваньковское водохранилище называют, в первую очередь, из-за его размеров. Площадь водоема составляет 327 км². Его длина – примерно 30 км, а ширина в разных местах – от 2 до 5 км. Максимальная глубина моря – 19 метров. Иваньковское водохранилище находится в верховьях Волги, из него берет начало канал имени Москвы, поставляющий пресную воду в столицу. На берегах моря расположены города Конаково и Дубна, а также поселки Козлово, Новозавидовский и Радченко.
Затопленный Город Корчева.
Волжскую воду в водохранилище удерживает девятикилометровая дамба. Иваньковская ГЭС и Конаковская ГРЭС используют этот водоем в гидротехнических целях. По Московскому морю осуществляется грузовое и пассажирское судоходство, оно соединяет города Поволжья со столицей. Берега водохранилища и образовавшиеся на нем острова заняты пансионатами, домами отдыха, детскими здравницами.
Большая Волга (Дубна). ГЭС и водосливная плотина Иваньковско
Водоем был искусственно создан в 1937 году в результате строительства канала, соединившего Волгу с Москвой-рекой. Это часть реализации амбициозного проекта советского правительства, получившего название «Москва – порт пяти морей».
Бурлаки в верховье Волги.
Согласно историческим документам, первые планы строительства канала, соединяющего Волгу с Москвой-рекой, возникли еще во времена царя Алексея Михайловича. Но его сын Петр Первый счел этот проект слишком затратным. Хотя прямой судоходный путь «из волжан в балты» имел свои перспективы, в первую очередь, с точки зрения роста объема грузоперевозок.
Шлюзы Иваньковского Водохранилища
При Николае Первом к проекту вернулись снова. В 1824 году Николай I поручает разработку нового проекта канала генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому. В «петровский» проект канала были внесены некоторые изменения. Общая протяжённость водного пути составила 214 вёрст (примерно 292 км).
Затопленный Город Корчева
В 1826 году по этому проекту в верховьях Сестры начались строительные работы, длившиеся более двадцати лет. В районе Солнечной горы, где ныне находится город Солнечногорск (ранее — село Солнечная Гора), реки Сестру и Истру соединили восьмикилометровым каналом, ширина которого составляла 45 метров. Для пополнения канала водой около деревни Загорье соорудили дамбу, протяжённостью около двух километров, и в долине рек Сестры и Мазихи образовалось водохранилище объёмом 12,6 миллионов кубометров. Это водохранилище, более известное как Сенежское озеро, по одной из версий, названное так по находившемуся здесь раньше погосту, а по другой, по имени любимого коня Екатерины II — Сенешаля.
Екатерининский Канал в Солнечногорске сегодня
Реки Сестра и Истра были спрямлены. На Истре было построено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов таких же размеров, как на Тихвинской водной системе. В 1850 году новый водный путь Москва — Волга был торжественно открыт. Но вскоре стартовала эра железнодорожных грузоперевозок, и водный путь стал просто не нужен. В 1860 году, всего через 10 лет после официального открытия, Екатерининский канал прекратил свое существование, постепенно придя в упадок. Огромные инвестиции и трудовые затраты оказались потраченными впустую.
Строительство Иваньковской ГЭС
В начале ХХ века стала насущной проблема снабжения столицы питьевой водой, и о необходимости канала снова заговорили. Первая мировая война и Октябрьская революция приостановили эти планы. Политическое решение о соединении Волги с Москвой-рекой было принято только в 1931 году. Деревню Иваньково, откуда началось строительство плотины, перенесли на новое место. Так на карте региона появилась название «Ново-Иваньково». Только вдумайтесь: в результате строительства водохранилища был затоплен город Корчева и более 100 окрестных деревень. Жителей этих населенных пунктов власти вынудили переехать. Под водой остались леса, кладбища, церкви, сады.
Десятки тысяч людей круглыми сутками рыли землю лопатами, грузили грунт на тачки и вручную поднимали его за кромку будущего водохранилища. Из-за грунтовых вод заключенные трудились в грязи. Людей, умерших от непосильного напряжения, голода и холода, хоронили там же, в общих ямах. Как и Беломорканал, Московское море плещется буквально над костями. Строительство канала было завершено в начале 1937 года. Весенний волжский паводок быстро наполнил Иваньковское водохранилище. А уже 1 мая того же года из Горького (Нижний Новгород) вышли суда: «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин» и «Вячеслав Молотов». Они успешно достигли столицы.
Иваньково, Дубна. Подготовка с затоплению деревня
Все это было уничтожено по воле партийных вождей ради высшей цели. Основная волна переселенцев перебралась в соседний город Конаково, которому повезло остаться на карте Московской области. При строительстве Иваньковского водохранилища, как и на Беломорканале, широко использовался каторжный труд заключенных ГУЛАГа. Условия их жизни нельзя назвать человеческими. Не отапливаемые, протекающие бараки Дмитлага и Химлага возникли вдоль всей территории строительства. А заключенным партийные боссы дали прозвище «каналармейцы». При этом снимались пропагандистские фильмы и писались статьи о том, что благодаря труду бывшие преступники встают на путь исправления.
Фотографии Волга Селижарово
Иваньковское водохранилище и канал, соединивший Волгу с Москвой-рекой, рассматривались советским правительством не только как крупнейшие гидротехнические сооружения. Это был один из символов эпохи социализма. Поэтому на берегу канала возвели два монумента – Ленину и Сталину. Высота каждого памятника вместе с постаментом составляла 26 метров. Впрочем, после разоблачения культа личности, во времена Никиты Хрущева, статуя Сталина была взорвана.
Несмотря на тяжелейшие условия труда и тысячи загубленных жизней, несмотря на затопленные деревни, Иваньковское водохранилище и канал решили поставленную задачу: Москва-река вновь стала полноводной и пригодной для судоходства, а жители столицы никогда не чувствовали перебоев с водоснабжением. Строительство водохранилища стало одним из этапов амбициозного проекта «Москва – порт пяти морей», реализованного в сталинское время. Смысл его в том, что из столицы по водным путям стало возможным добраться до Черного, Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Канал имени Москвы и«Волго-Дон» открыли путь к трем южным морям. А вышеупомянутый Беломорканал позволил судам ходить из столицы на Балтику и Белое море.
Источник
Есть вопрос: «Почему Москва — порт пяти морей?» В специальном майском выпуске рубрики — ответ на летний вопрос о Москве и море.
Существует расхожее выражение: «Москва — порт пяти морей». При этом из водоёмов в городе — парочка рек да несколько прудов, а купаться вообще негде. Где эти пять морей, с таким вопросом мы обратились к профессору кафедры экономической политики ВШЭ Алексею Скопину.
«Почему Москва — порт пяти морей?»
Алексей Скопин
профессор кафедры региональной экономики и экономической географии ВШЭ
Это выражение впервые прозвучало из уст Иосифа Сталина на открытии канала имени Москвы, который соединил Москву-реку с Волгой. Идея в том, что после строительства двух каналов — имени Москвы и «Волга-Дон» — из столицы водным путём можно добраться до пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.
На самом деле получается, что портом пяти морей можно назвать любой город, у которого есть водное сообщение с Москвой: Казань, Углич, Волгоград и так далее. Но это детали, конечно. Главное, что красиво звучит. Вообще идея сделать Москву «портом пяти морей» — она абсолютно сталинская. Он любил создавать выдающиеся проекты, противоречащие здравому смыслу. Вот столица, расположенная в центре европейской части России, будет портом пяти морей — это амбициозный проект, который требует больших затрат и человеческих усилий. Но социализму же все по плечу
Источник
Почему Ростов – порт пяти морей?
Название «порт пяти морей» появилось из-за особенностей географического расположения города.
Каких таких пяти морей? Какие моря ещё есть у Ростова, кроме Азовского?
Погодите, не спешите.
Для начала немного истории.
Откуда 5 морей?
Итак, Ростов-на-Дону находится на берегу Дона, в 40 километрах от того места, где река впадает в Таганрогский залив Азовского моря.
В 1749-м году императрица Елизавета Петровна приказала построить на Дону Темерницкую таможню. Ведь тут было пересечение торговых путей по суше и воде.
Построили пристань. И уже вскоре через Темерницкий порт велась бойкая международная торговля. Он был единственным крупным торговым портом юга страны.
В порт через Азовское, Чёрное и Средиземное море прибывали торговые суда из Италии, Греции, Турции и других стран. От таможни и порта пошла торговая судьба будущего города. Через два века после основания в городе стало больше миллиона жителей.
В 1750 году был основан Ростовский порт, который стал преемником Темерницкого. Это один из старейших портов России.
После строительства в 1952 году Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина, Ростов-на-Дону стали называть «портом пяти морей».
Теперь единым водным путём из Ростовского порта можно было попадать в пять морей: Азовское, Чёрное, Каспийское, Балтийское и Белое.
Так Ростов-на-Дону стал портом пяти морей.
Ныне Ростовский порт входит в число крупнейших морских портов России по грузообороту и является наиболее оснащённым среди портов европейской части России.
В 2010 году Ростовский порт получил статус морского порта. В нём может производиться открытие и закрытие государственной границы.
Ну и, конечно же, в Ростове есть Институт водного транспорта (бывший Морской колледж им. Седова, а ещё ранее – бывшее Мореходное училище и т.д.). История этого учебного заведения начинается с 1876 года.
А памятник «Порт пяти морей» где?
К 260-летию Ростова-на-Дону городские власти провели конкурс эскизов памятника «Ростов — порт пяти морей».
На конкурс было представлено 9 эскизов. Но дальше конкурса дело не пошло.
Памятный знак «Ростов – порт пяти морей» собирались установить на левом берегу Дона. В том самом месте, где когда-то стоял памятник героям шолоховского романа «Григорий и Аксинья».
С тех пор прошло уже 12 лет, а памятник так и не появился.
Источник