История возникновения Черноморского флота России
В связи с этим 11 (22) декабря 1775 г. был издан указ Екатерины II, в котором определялись основные направления строительства флота на Чёрном море. Предусматривалась постройка «двадцати больших военных кораблей с надобными для них малыми». С этой целью командующему Азовской флотилией вице-адмиралу А.Н. Сенявину предписывалось обследовать Днепровский лиман для отыскания удобного места под сооружение верфей. В июле 1776 г. командующим Азовской флотилией и начальником всех работ на Дону был назначен участник Чесменского сражения контр-адмирал Ф.А. Клокачёв. Под его руководством за год в Таганроге было построено семь фрегатов и бомбардирский корабль. А на следующий год решили продолжить изыскания, начатые Сенявиным в соответствии с указом от 11 (22) декабря 1775 г., для чего генерал-контролеру С.Б. Шубину было поручено приискать место для кораблестроения на Днепре. Он остановился на местечке Александр-шанц, расположенном недалеко от урочища Глубокая пристань, в 30 верстах от устья реки. Здесь и решили заложить верфь.
На верфи предписывалось иметь не менее 15 эллингов, расположенных достаточно близко друг к другу для удобства окружения их совместно с адмиралтейскими зданиями системой защитных укреплений.
Указом императрицы от 31 марта (11 апреля) 1778 г. строительство флота на Чёрном море было отдано на попечение новороссийскому генерал-губернатору генерал-аншефу князю Григорию Александровичу Потёмкину. 18 (29) июня высочайше повелевалось на месте верфи у Александр-шанца основать порт и город Херсон. Здесь под руководством генерал-поручика флота И.А. Ганнибала началось сооружение эллингов для строительства кораблей.
26 мая (6 июня) 1779 г. там был заложен первый 60-пушечный линейный корабль «Св. Екатерина» и начата закладка ещё четырех эллингов. А для того чтобы «обезопасить себя на будущие времена от опасного соседства с очаковской крепостью», указом Екатерины II от 21 июля (1 августа) Адмиралтейств-коллегии было предписано часть судов Азовской флотилии, базировавшихся в Керчи, исключая необходимые для защиты пролива, перевести в Херсон. Это решение обосновывалось ещё и тем, что Днепровский лиман предполагалось использовать как главную базу создаваемого флота. Осенью того же года туда перешли пять фрегатов и два бота.
В это время обострение противоречий по крымскому вопросу заставило Российский кабинет искать пути и способы их разрешения. В Зимнем дворце зрел план присоединения Крыма к России.
В октябре 1782 г. в Крым вступили российские войска под командованием генерал-поручика Антона Богдановича де Бальмена, который распределил их по полуострову и занял Ахтиарскую бухту. А.В. Суворов укрепил Кинбурн, прикрывающий Днепровский лиман, и заставил ретироваться в море турецкий флот под предводительством самого капудан-паши.
Принятые меры сдержали агрессивные устремления турок и усмирили крымских татар. Но стало совершенно ясно, что независимость Крыма долго не просуществует. Рано или поздно Крым станет или турецким, или российским. Выбора для Екатерины II не оставалось, что беспрестанно внушал ей Г.А. Потёмкин. «По сим обстоятельствам польза Вашего Императорского Величества, — писал он, — требует занимать то, чего никакая сила из рук Ваших отнять не в состоянии и чего требует необходимость, то есть взять навсегда полуостров Крымской. Порта не упустит, выждав свободное время, захватить сей полуостров в свои руки. Тогда тяжелее он будет России, нежели теперь. Я уверен, что они не осмелются высадить в Крым войска, когда он будет назван русским, ибо сие было бы начать прямо войну».
По его мнению, присоединение Крыма решило бы целый ряд проблем. Это привело бы к созданию непрерывной границы между Чёрным и Азовским морями, что коренным образом изменило бы саму оборону южных рубежей; усилило бы влияние России на Чёрном море, в руках которой оказались бы контрольные функции за устьями Дуная и Днепра.
Не менее важным аргументом в пользу присоединения Крыма было то обстоятельство, что там находилась превосходная Ахтиарская бухта, не имеющая ограничений по вместительности судов любого класса, с прекрасными климатическими и метеорологическими условиями, что делало её первоклассной базой для создаваемого Черноморского флота. В отличие от Днепровского лимана, где российские корабли в любое время могли быть заблокированы турецким флотом, из Ахтиарской бухты всегда имелся свободный выход в море.
Взвесив все «за» и «против», Екатерина II начала интенсивную дипломатическую и военную подготовку к присоединению Крыма к Российской империи.
8 (19) декабря 1782 г. секретным указом она повелела Коллегии иностранных дел рассмотреть вопрос о присоединении Крыма и завершении дел с Портою, а также «начертать генеральную систему в рассуждении поведения нашего со всеми другими державами».
Проанализировав военно-политическую ситуацию в Европе и учитывая возможную реакцию каждой из европейских держав, Коллегия иностранных дел пришла к выводу о настоятельной необходимости присоединения Крыма, указав на благоприятные к тому обстоятельства. При этом оговаривалось, что уступка Турцией Крыма будет мера вынужденная и, следовательно, необходимо предпринять все усилия, чтобы Порта постоянно чувствовала угрозу возмездия. На этом основании был сделан вывод, что «содержание на Черном море почтительного флота долженствует для нас быть лучшим залогом оттоманской доброй веры в наблюдении обетов её
Действительное на Черном море появление из оного 12 линейных кораблей и многих фрегатов, кои пред Константинополем лучшими стряпчими тяжбы нашей служить могут». Но здесь же было замечено: «Однако нельзя нам не чувствовать, что для всегдашнего обуздания турков нужно иметь другой военный порт, откуда бы во всякое время свободный выход иметь было можно. Настоящее занятие Ахтиарского порта представляет собой и лучший случай к утверждению там твердой ноги и к приведению его в образ и оборону военной пристани».
В результате напряженной дипломатической работы и всестороннего обоснования, подкрепленного решительными передвижениями российских войск, 8 (19) апреля 1783 г. Екатерина II издала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи.
Во исполнение рекомендаций Коллегии иностранных дел и Г.А. Потёмкина, Екатерина II повелела вице-адмиралу Федоту Алексеевичу Клокачёву, назначенному в январе 1783 г. «для командования флотом, заводимым на Черном и Азовском морях», обследовать Ахтиарскую бухту на предмет возможности базирования в ней кораблей Азовской флотилии и всего создаваемого Черноморского флота. Для этих целей туда из Керчи был отправлен фрегат № 8 (впоследствии — «Осторожный») под командованием капитан-лейтенанта Ивана Берсенёва.
Клокачёв пришёл в восторг от увиденного в Ахтиаре и в одном из своих донесений сообщал: «Подобной еще гавани не видал, и в Европе, действительно, такой хорошей нет; вход в сию гавань самый лучший, натура сама разделила бухту на разные гавани, т.е. военную и купеческую; довольная в каждом лимане глубина, положение ж берегового места хорошее и надежно к здоровью, словом сказать, лучшее нельзя найти к содержанию флота место».
Того же мнения был и Потёмкин, который в письме императрице от 13 июня писал: «Не описываю о красоте Крыма, сие бы заняло много время, оставляя для другого случая, а скажу только, что Ахтияр лутчая гавань в свете. Петербург, поставленный у Балтики, северная столица России, средняя — Москва, а Херсон Ахтиярский да будет столица полуденная моей Государыни. Пусть посмотрят, какой Государь сделал лутчий выбор».
В Ахтиарской бухте под руководством контр-адмирала Томаса (на русской службе — Фомы Фомича) Мекензи началось строительство новой базы для флота, где с нетерпением ждали прихода новых кораблей из Херсона.
Сегодня дату входа сил Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту принято считать днём основания Севастополя и Черноморского флота. Однако следует заметить, что юридические решения по этим вопросам состоялись несколько позже.
После подписания 2 (13) февраля 1784 г. документов об окончательном присоединении Крыма к России, в тот же день был подписан указ об учреждении Таврической области. А уже 10 (21) февраля был издан указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, среди которых должно было выстроить и «крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение». Таким образом, Севастополь официально стал основным местом пребывания строящегося Черноморского флота, торговым портом и крепостью. К переходу в Севастополь готовились корабли, сошедшие со стапелей Херсона. Таким образом, именно эту дату следовало бы считать за основание города Севастополя. Формальным документом, закрепившим образование Черноморского флота, стал указ императрицы от 13 (24) августа 1785 г. об утверждении его штата. Согласно этому штату Черноморский флот должен был состоять из двух 80-пушечных, десяти 66-пушечных линейных кораблей; восьми 50-пушечных, шести 32-пушечных, шести 22-пушечных фрегатов; пяти 12-пушечных судов и восьми транспортов с общей численностью личного состава 13 504 человека.
Этим документом и было юридически закреплено образование Черноморского флота. Командование флотом поручили его основателю — наместнику императрицы на юге России генерал-фельдмаршалу князю Г.А. Потёмкину. По этому указу было создано и Черноморское адмиралтейское правление, получившее фактическую независимость от Адмиралтейств-коллегии в решении вопросов по управлению Черноморским флотом. Старшим членом правления стал капитан 1 ранга Н.С. Мордвинов. В честь столь знаменательного события была выбита медаль.
Источник
Военно-Морской Флот
Черноморский флот
Черноморский флот
Во второй половине ХVIII в. Россия добилась крупных успехов в борьбе за выход к морям и утвердилась на берегах Азовского и Черного морей. В результате русско-турецкой войны (1768-1774) по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Россия получила часть земель между реками Днепр и Буг, Кубань, Азов, Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн. Крымское ханство объявлялось независимым от Турции.
В 1773 г. на Черном море успешно действовала созданная на основе Азовской флотилии Черноморская эскадра. Она базировалась в Керчи и двумя отрядами несла крейсерскую службу между Балаклавой, Феодосией и Суджук-Кале (ныне — Новороссийск). После окончания войны на Дону продолжалось строительство боевых кораблей. Строились, главным образом, парусно-гребные суда, 32-пушечные фрегаты и казачьи лодки. В 1778 г. по указанию Новороссийского генерал-губернатора князя Г.А. Потёмкина для строительства глубокосидящих морских судов и вывода их прямо в Черное море был основан Херсон, «и к построению при нем порта» был назначен генерал И.А. Ганнибал.
Несмотря на подписание мирного договора, между Россией и Турцией развернулась сложная дипломатическая борьба за Крым. Результатом этой борьбы явилось присоединение Крыма к России. Рескриптом Екатерины II от 8 апреля 1783 г. «полуостров Крымский, Тамань и вся Кубанская сторона» были включены в состав России. Крымский хан отказался от престола. Присоединение Крыма к России имело прогрессивное значение: с ликвидацией Крымского ханства навсегда была устранена угроза разорительных набегов с юга на русские земли, Турция лишилась основной базы своей агрессии в северном Причерноморье. Для защиты отвоеванных у Турции исконно русских земель и обеспечения судоходства на Черном море Россия нуждалась в сильном флоте.
Длительное время шли поиски удобных мест для базирования главных сил флота. Одной из таких бухт оказалась Ахтиарская, расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего Херсонеса.
2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту прибыла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом (ЧФ). В честь его основания в том же году была отлита медаль «Слава России».
Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей флота. 3 июня 1783 г. в торжественной обстановке были заложены первые четыре здания будущего города и порта. Первоначально он назывался Ахтиар (Белый утес), а затем в соответствии с указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. был назван Севастополем («Достойный город»).
В 1785 г. был утвержден первый штат Черноморского флота, по которому он должен был иметь 12 линейных кораблей, 20 больших фрегатов, пять боевых шхун, 18 транспортных и вспомогательных судов. Флот быстро рос и к маю 1787 г. насчитывал в своем составе 46 вымпелов: три линейных корабля, 12 фрегатов, три бомбардирских корабля, 28 других военных судов.
Однако Турция не могла смириться с потерей Крыма и появлением на Черном море российского флота. Это привело к новой войне, в которой Россия выступила в союзе с Австрией. Турцию же поддерживали и помогали ей Англия, Франция и Пруссия. В августе 1787 г. Турция предъявила России ультиматум с требованием возвратить Крым, признать Грузию вассальным владением султана и согласиться на установление турецкого контроля над русскими судами при проходе их через проливы. Россия ответила отказом. Это и послужило поводом к новой войне.
В историю этой войны вошли бои и сражения на море у острова Фидониси (3 июля 1788 г.), Керченского пролива (8 июля 1790 г.), Тендры (28 августа 1790 г.) и мыса Калиакра (31 июля 1791 г.). Победы Ф.Ф. Ушакова сорвали все планы Турции атаковать Крым с моря. Они способствовали, наряду с успехами русской армии, ускорению переговоров и заключению Ясского мирного договора (29 декабря 1791 г.), согласно которому Турция навечно передавала России Крым, Очаков, Кинбурн и Азов.
В связи с развитием Черноморского флота возникла необходимость в строительстве более удобной и безопасной корабельной верфи, которая была заложена в устье Ингула в июне 1788 г. Через год, 27 августа 1789 г., новый город был назван Николаевом, он и стал центром судостроения на юге страны. Одновременно с объявлением Севастополя в 1804 г. главным портом Черноморского флота в нем также началось кораблестроение.
В 1826 г. в Севастополе был построен 18-пушечный бриг «Меркурий», экипаж которого под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского 14 мая 1829 г. одержал блестящую победу над двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратное превосходство в людях и вооружении. Бриг «Меркурий» первым из кораблей Черноморского флота награжден кормовым Георгиевским флагом.
В середине XIX в. усилиями выдающихся адмиралов А.С. Грейга, М.П. Лазарева, П.С. Нахимова и В.А. Корнилова Черноморский флот стал одним из лучших парусных флотов Европы.
Во время Крымской войны (1853–1856) эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова 18 ноября 1853 г. одержала блестящую победу над турецким флотом в Синопской бухте. Из 16 кораблей противник потерял 15. Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота.
Главным событием Крымской войны явилась оборона Севастополя 1854–1855 гг. 349 дней длилась Севастопольская эпопея, во время которой доблестно сражались на бастионах Севастополя моряки-черноморцы под командованием адмиралов В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова.
К началу ХХ в. Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было семь эскадренных броненосцев, две артиллерийские плавучие батареи («поповки»), крейсер, три минных крейсера, 22 миноносца, шесть канонерских лодок, девять миноносок, два парохода, восемь транспортов. К осени 1917 г. Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.
В начале 1918 г. революционные моряки Черноморского флота совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление новой власти, а затем, с весны, участвовали в борьбе с наступающими силами германских войск. Чтобы не допустить захвата кораблей флота немцами, часть из них была переведена в Новороссийск, где по приказу большевиков они были затоплены. Более 130 кораблей покинули Севастополь и ушли в тунисский порт Бизерту и некоторые другие. Шансы на восстановление флота появились только после 1920 г. Свое первое значительное плавание по Черному морю, в котором приняли участие более 20 кораблей, возрожденный флот совершил осенью 1923 г.
В 1928 г. восстановление флота было в основном закончено, и началась его техническая реконструкция. В 1929–1937 гг. Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны (ПВО) ЧФ.
К началу Великой Отечественной войны (1941–1945) в состав ЧФ входили линейный корабль «Парижская коммуна» (позднее переименованный в «Севастополь»), крейсеры «Красный Крым», «Ворошилов», «Молотов», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов. В полной боевой готовности встретил флот нападение фашистской Германии. Перед Черноморским флотом была поставлена задача прикрывать и поддерживать Приморский фронт Сухопутных войск огнем артиллерии и ударами с воздуха. Корабли ЧФ уже в первые дни войны совершили дерзкие рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях флота занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.
За годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 воинам-черноморцам присвоено звание Герой Советского Союза, 54766 человек награждены орденами и медалями.
В последующее время, восстановив инфраструктуру, разрушенную войной, Черноморский флот выполнял задачи по защите южных рубежей страны. Корабли, подводные лодки и авиация ЧФ выполняли задачи по несению боевой службы в различных районах Мирового океана.
После распада СССР, пройдя сложный и болезненный период сокращения зоны базирования, раздела между Россией и Украиной, Черноморский флот выстоял, сохранил свою боеспособность.
12 июня 1997 г., после заключения российско-украинского соглашения, определяющего статус флота на территории Украины, на кораблях Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг, под которым черноморцы возобновили участие сил в дальних походах не только в Средиземном море, но и в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.
В 2010 г. Черноморский флот организационно вошел в состав Южного военного округа.
В том же году флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» представлял Черноморский флот на оперативно-стратегическом учении «Восток-2010» на Тихоокеанском флоте.
В конце 2012 года корабли и вспомогательные суда Черноморского флота совместно с другими флотами возобновили деятельность постоянной группировки ВМФ России в Средиземном море.
2 апреля 2014 г. в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон № 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины», которым прекращены действия соглашений между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, статусе и условиях пребывания ЧФ Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г., по вопросам пребывания ЧФ Российской Федерации на территории Украины от 21 апреля 2010 г., а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчётах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием ЧФ Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г.
После событий «Крымской весны» началось обновление корабельного состава, авиации и техники Береговых войск. Были возрождены и сформированы заново ряд соединений и частей, начался процесс модернизации Черноморского флота.
В период проведения операции Воздушно-космических сил России в Сирийской Арабской Республике силы флота из состава постоянной группировки ВМФ в Средиземном море осуществляли прикрытие с морских направлений действий авиации с авиабазы Хмеймим.
Источник