Проливы и заливы Африки — список, описание и карта
Африканский континент небогат водными ресурсами, а его береговая линия изрезана не сильно. Тем не менее, на карте материка можно найти несколько примечательных проливов и заливов, омывающих его берега.
Баб-эль-Мандебский пролив
Находится на юге Красного моря и соединяет его с водами Индийского океана. Ширина пролива составляет 26-90 км. Водоем отделяет Африку от юго-западной части Аравийского полуострова. Восточный берег пролива входит в состав Йемена, а западный контролируют Эритрея и Джибути.
Гибралтарский пролив
Через него Средиземное море связано с Атлантическим океаном, а Пиренейский полуостров Европы отделен от Африки. В самом узком месте ширина пролива составляет всего 14 км. Глубина доходит до 1181 м.
В проливе проходят два противоположных друг другу течения. По поверхности вода движется из Атлантики в Средиземное море, а на глубине поток направлен в другую сторону. Древние греки называли скалы на берегах пролива Геркулесовыми столбами, так как считали, что именно Геракл и прорубил этот проход.
Гибралтарский пролив имеет огромное стратегическое значение, так как является воротами в Средиземное море. Поэтому Великобритания в начале XVIII века захватила у Испании его европейский берег. До сих пор между двумя странами идет территориальный спор о принадлежности Гибралтара. Африканский берег входит в состав Марроко.
Существуют проекты по строительству мостов или туннелей через пролив, но на сегодня ни один из них не реализован.
Мозамбикский пролив
Отделяет остров Мадагаскар от африканского континента. Считается самым протяженным проливом на планете – его длина составляет 1760 км. В самом узком месте берега острова и континента находятся на расстоянии 422 км. Максимальная глубина пролива – 3292 м.
В проливе расположено несколько островов. Часть из них образует независимое государство Коморы, которое получило независимость от Франции в 1975 году, но несколько островов до сих пор входят в состав Пятой республики.
Тунисский пролив
Известен также как Сицилийский пролив. Отделяет остров Сицилия от африканского берега. Его ширина равна 160 км. Глубина водоема составляет 316 м.
Именно этот пролив пытаются пересечь нелегальные мигранты, направляющиеся из Африки в Европу.
Суэцкий канал
Искусственный пролив, отделяющий Африку от Азии. Построен был ещё в 1869 году. Канал был построен французами, однако со временем англичане смогли взять его под свой контроль. Он играл огромное значение в годы Второй мировой войны, ведь по сути ключевой целью боевых действий стран Оси во всей Северной Африке был захват канала. В 1956 году Египет национализировал канал, что привело к ещё одной войне. Сегодня ежегодные доходы Египта от эксплуатации Суэцкого канала оцениваются более чем в 5 млрд долларов.
Аденский залив
Через него лежит морской путь из Красного моря в Индийский океан. Северный берег залива является территорией Йемена, а южный – африканского государства Сомали. В последнее время появилась проблема сомалийских пиратов, которых периодически захватывают корабли, проходящие по заливу. Протяженность водоема равна 890 км.
Гвинейский залив
Его воды, относящиеся к Атлантическому океану, омывают западное побережье такие африканских стран, как Гана, Нигерия, Камерун, Габон и Того. В его составе выделяют два более мелких залива – Биафра и Бенин. Площадь залива составляет около 1,53 млн кв. км.
Границами залива служат два мыса: Пальмас, расположенной в Либерии, и Палмейриньяш, находящийся на территории Анголы. Самые крупные реки, впадающие в него – Это Нигер, Вольта, Огове. Залив считается одним из самых глубоких на Земле, максимальная глубина доходит до 6363 м.
Залив Сидра
Омывает побережье Ливии. Самым крупным портом является Бенгази. Известно и другое название залива – Большой Сирт. Именно через него из Ливии вывозится большая часть ее углеводородных ресурсов.
На сегодняшний день статус Большого Сирта не урегулирован. При правлении Муаммара Каддафи Ливия активно отстаивала позицию, что залив является частью ее территориальных вод, в результате чего даже имели место воздушные бои ливийских и американских военно-воздушных сил в небе над Большим Сиртом в 1981 и 1989 годах.
Залив Габес
Второе название залива – Малый Сирт. Он расположен у юго-восточного побережья Туниса. Средняя глубина равна 50 м, а ширина пролива – около 100 км. В этих водах Тунис добывает большую часть промысловой рыбы.
Источник
Африка. Экономический очерк. Транспорт и связь
Формирование транспортной сети Африки в колониальный период было подчинено задачам политики метрополий, обеспечению их военно-стратегических интересов, продвижению в глубь континента, эксплуатации захваченных территорий. Основными транспортными узлами служили экономические и политико-административные центры колоний и зависимых территорий, как правило, — морские порты, от которых расходились лучи рельсовых и шоссейных дорог. Странами-метрополиями осуществлялась политика ограничения развития экономических связей между отдельными частями колоний, между соседними странами.
Сохранение резких региональных диспропорций в экономическом развитии большинства африканских стран после достижения политической независимости закрепляется инерционностью транспортной системы, рисунок которой в основном сложился в колониальный период. Недостаточное развитие транспортной сети ограничивает территорию, вовлечённую в активный процесс хозяйственного освоения. Транспортная сеть Африки состоит из нескольких изолированных сетей с различным сочетанием видов транспорта — системы Северо-Восточной, Северо-Западной, Восточной, Экваториальной и Южной Африки. По мере развития внутрирегиональных интеграционных процессов постепенно объединяются транспортные сети западноафриканских стран. Наибольшей протяжённостью и густотой транспортных путей обладают страны Магриба и ЮАР. Вне сферы действия современных видов транспорта остаются обширные территории пустынь и тропических лесов. Доля Африки в суммарном грузообороте развивающихся стран мира составляет (1980,%): железнодорожного транспорта 15, автомобильного 17, внутреннего водного 25, трубопроводного 26, воздушного 6. Для африканских стран характерна низкая транспортная подвижность населения, в среднем 0,7 тыс. пасс.-км на 1 жителя в год (1980).
Таблица 15. Перевозочная работа транспорта в Африке (внутренние сообщения)
Грузооборот | Пассажирооборот | |||||||
млрд. т-км | % к итогу | млрд. пасс.-км | % к итогу | |||||
1960 | 1980 | 1960 | 1980 | 1960 | 1980 | 1960 | 1980 | |
Железнодорожный | 67 | 145 | 67,0 | 37,2 | 23 | 60 | 26,2 | 16,9 |
Автомобильный | 18 | 90 | 18,0 | 23,0 | 59 | 240 | 67,1 | 67,9 |
Трубопроводный | 6 | 120 | 6,0 | 30,7 | — | — | — | — |
Внутренний водный | 4 | 15 | 4,0 | 3,8 | 4 | 10 | 4,5 | 2,8 |
Морской каботаж | 5 | 20 | 5,0 | 5,1 | 0,6 | 4 | 0,7 | 1,1 |
Воздушный | — | 0,8 | — | 0,2 | 1,3 | 40 | 1,5 | 11,3 |
Итого: | 100 | 391 | 100 | 100 | 88 | 354 | 100 | 100 |
Источники: Зарубежный транспорт, М., 1966; UN Statistical Yearbook, N.Y., 1981.
Для Африки характерны большие региональные различия в густоте железнодорожной сети, преобладание отдельных магистралей, слабо связанных между собой и «опирающихся» на морские порты (так называемый анклавный тип размещения), а также однопутных железнодорожных линий с различной шириной колеи. Железные дороги представлены 9 типами колеи, разную ширину колеи в ряде случаев имеют железнодорожные линии в пределах одной страны (например, железнодорожная сеть Заира состоит из 5 изолированных систем и отдельных линий и представлена 4 типами колеи). Наибольшее развитие сеть железных дорог получила на юге (около 40% общей протяжённости в 1981 приходилось на ЮАР, Анголу, Мозамбик, Зимбабве и Замбию) и северо-запад (около 7% — Алжир, Марокко); ряд африканских стран вообще не имеет железных дорог. В 1960—70-е гг. вошли в строй железные дороги в некоторых странах Западной Африки, Судане и др. Построена (1978) железная дорога Дар-эс-Салам (Танзания) — Капири-Мпоши (Замбия) протяжённостью 1860 км. Строятся Трансгабонская и Транскамерунская железная дорога. Большая программа строительства новых и реконструкции существующих железнодорожных линий осуществляется (1983) в Алжире и Марокко.
Несмотря на абсолютный рост железнодорожных грузовых перевозок, их доля в грузообороте всех видов транспорта неуклонно снижается. Железные дороги сохраняют своё значение в качестве основного вида массовых междугородных пассажирских сообщений. Эффективность перевозок снижается из-за отсталости путевого хозяйства и подвижного состава. Переход на новые виды тяги происходил на африканских железных дорогах медленно, однако к началу 80-х гг. более 80% объёма перевозок осуществлялось преимущественно на тепловозной и в значительно меньшей степени на электрической тяге (ЮАР, Заир, Алжир). Из общего парка магистральных локомотивов — 8,3 тыс. ед. (1980) на тепловозы приходится 3,8 тыс. ед., электровозы 2,0 тыс. ед., паровозы 2,5 тыс. ед. Маневровый локомотивный парк состоит из 661 тепловоза и 219 паровозов. Грузовых вагонов насчитывается 300 тыс. ед., пассажирских 13,3 тыс. Низка обеспеченность железных дорог подвижным составом, который отличается большим разнообразием типов по мощности, грузоподъёмности и другим техническим параметрам.
Созданный в 1972 Союз африканских железных дорог, объединяющий 29 стран (штаб-квартира в Киншасе), разработал генеральный план развития железнодорожного транспорта, предусматривающий реконструкцию и строительство около 40 железных дорог общей протяжённостью 27 тыс. км; проводятся работы по повышению пропускной способности железнодорожных линий. Локомотивные парки пополняются тепловозами мощностью 2500—3500 л. с.
Автомобильный транспорт развивается высокими темпами, в ряде стран вытесняя железнодорожный транспорт даже в перевозках на дальние расстояния. Общая протяжённость сети дорог, пригодных для автомобильного движения, достигает в Африке 1,6 млн. км, или 7,2% мировой сети (1980); дороги с покрытиями всех типов составляют 615 тыс. км — 4% сети этих дорог в мире. Дорог с усовершенствованным покрытием менее 300 тыс. км, то есть 1 / 5 общей сети автомобильных дорог в Африке. Большинство этих дорог имеет низкое качество дорожного покрытия, узкую проезжую часть, недостаточное количество мостовых переходов через водотоки. Лишь в немногих странах сформировалась сеть общегосударственных автомагистралей (Марокко, ЮАР). Преобладают грунтовые дороги, Значительная часть которых в период дождей становится непроезжей. Дорожная сеть размещена крайне неравномерно. Около 1 / 4 протяжённости всех автомобильных дорог и 2 / 5 дорог, имеющих покрытие, приходится на ЮАР (1980) при средней густоте сети 270 км на 1000 км 2 территории страны (соответственно для стран Западной Африки 42, Центральной Африки 43, Восточной Африки 54). Относительно высокая густота автодорожной сети в некоторых странах Северной Африки: в Марокко 128 км на 1000 км 2 территории, Тунисе 140 км. Идеи развития сотрудничества между африканскими странами материализуются в проектах международных автомагистралей. Крупное автодорожное строительство было развёрнуто в 1960—70-х гг. (Великая Северная дорога Дар-эс-Салам — Замбия, дороги Найроби — Аруша, Хартум — Порт-Судан и др.). Ведётся строительство (1983) международных автомагистралей: широтной Трансафриканской от Момбасы до Лагоса (протяжённостью 6,5 тыс. км), Транссахарской от Алжира до Агадеса в Нигере и до Гао в Мали (2,9 тыс. км), Транссахельской (Нджамена — Дакар), Прибрежной (Дакар — Лагос), Восточноафриканской (Каир — Габороне, 11 тыс. км), Средиземноморской прибрежной (Каир — Нуакшот), центральной Транссахарской (Триполи — Нджамена) и др.
Автомобильный парк растёт высокими темпами (млн. автомобилей): в 1966 — 3,7, в 1976 — 7,7, в 1980 — 8,4 (в том числе грузовых 2,1 млн. — около 4% грузового автопарка мира, легковых 6,2 млн. — 2%, автобусов около 150 тыс.). Во многих странах грузовые автомобили составляют свыше 50% всего парка. Наибольшее число — 40% легковых, 46% грузовых автомобилей и автобусов Африки — приходится на ЮАР (118 автомобилей на 1 тыс. жителей). В других странах насыщенность автомобилями значительно ниже (от 3,8 на 1 тыс. жителей в Заире до 38 в Алжире). Автомобильный парк состоит в основном из импортных машин, относительно высока доля устаревших и изношенных автомобилей. В грузовом автопарке значительно число машин повышенной грузоподъёмности.
Грузооборот автомобильного транспорта за 1960—70-е гг. вырос в 4 раза, но по абсолютным размерам невелик: около 3% мирового грузооборота. Наибольший объём грузоперевозок — в ЮАР, а также странах Северной Африки и Нигерии. Автомобильные перевозки осуществляются промышленными, торговыми и коммерческими частными фирмами; массовые перевозки на большие расстояния — крупным автотранспортным компаниями, как правило, с государственным участием: «Кенатка» (Кения), «Зам—Тан» —совместное автотранспортное предприятие Замбии и Танзании «Контракт—Хоулс» (Замбия), Судано-Кувейтская компания и др. В некоторых странах крупные автотранспортные компании национализированы. Пассажирооборот легковых автомобилей превосходит автобусный. Автомобильное и автобусное движение сосредоточено в городах и пригородах — около 2 / 3 пассажирооборота. Парк легковых автомобилей сконцентрирован в столицах и других крупных экономических центрах (например, в Найроби сосредоточено 60% всех легковых автомобилей Кении). Автобусный парк в основном рассредоточен по средним и мелким городам. Наиболее значителен пассажирооборот в ЮАР, Алжире, Марокко, Египте, Нигерии, Гане, Кении, Зимбабве.
Трубопроводный транспорт стал развиваться в 1950-е гг., с началом освоения богатых нефтяных месторождений Северной и затем Западной Африки. Основные трубопроводы представляют собой мощные высокопроизводительные транспортные магистрали относительно большой протяжённости с применением средств автоматизации и дистанционного управления перекачивающими станциями. По среднему диаметру труб сеть трубопроводов стоит на одном из первых мест в мире (540 мм при среднем показателе по миру 390 мм). Общая протяжённость сети нефтяных трубопроводов в 1975—81 возросла с 16,4 до 21,5 тыс. км (соответственно с 4,7 до 5,9% протяжённости сети несоциалистического мира), в том числе нефтепроводов с 12,9 до 16,4 тыс. км (с 6,7 до 7,6%), продуктопроводов с 3,45 до 5,13 тыс. км (с 2,2 до 2,8%). В 60—70-х гг. основные фонды нефтяного трубопроводного транспорта выросли со 150 до 625 млн. долл. (с 4 до 11% несоциалистического мира). Концентрация добычи на крупных месторождениях обусловила незначительное развитие сети промысловых (собирающих) нефтепроводов (менее 10% протяжённости всей сети). Высока доля нефтепроводов среднего и большого диаметра — 508 мм и более (например, в Алжире 75%, Ливии 93%, Нигерии 54% в 1980). В 60-х гг. началось строительство нефтяных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов от морского побережья к крупным экономическим центрам в глубине материка (например, трубопроводы Дар-эс-Салам — Ндола, Момбаса — Найроби, Дурбан — Йоханнесбург, Бейра — Мутаре, Порт-Судан — Хартум и др.). Построен (1979) двухниточный нефтепровод Суэц — Александрия. По этому нефтепроводу при его полной загрузке перекачивается около 80 млн. т нефти в год. В 70-е гг. продуктопроводы построены и в некоторых нефтедобывающих странах (Алжир, Ливия, Нигерия). Добыча нефти в шельфовой зоне Западной Африки у побережья Нигерии, Габона, Камеруна вызвала необходимость сооружения ряда подводных нефтепроводов. Подводные трубопроводы используются также в странах Северной Африки для погрузки нефти на крупнотоннажные танкеры.
Строительство газопроводов связано с освоением месторождений природного газа и организацией его сжижения и экспорта из Алжира, Ливии, Нигерии и Габона. Общая протяжённость газопроводов 8 тыс. км (1981), около 1 / 2 приходится на Алжир. Завершено (1983) сооружение уникального газопровода Алжир—Тунис—Италия (Хасси-Рмель — Северная Италия) с двумя подводными участками, пересекающими Тунисский (160 км) и Мессинский (15 км) проливы; общая протяжённость газопровода 2,5 тыс. км, годовая пропускная способность 12 млрд. м 3 (1983). В стадии подготовки (1984) находится проект другого межконтинентального газопровода: Нигерия — Алжир (Уэд-Мелл) — Испания (Альмерия) пропускной способностью до 50 млрд. м 3 в год.
Внутренний водный транспорт — один из наиболее традиционных видов транспорта в Африке. Общая протяжённость судоходных речных путей около 40 тыс. км, из которых для регулярного судоходства используется всего 20 тыс. км — это прежде всего река Конго с притоками, река Нил с судоходным маршрутом на озерах Виктория и Мобуту-Сесе-Секо, реки Нигер, Замбези и Сенегал. В незначительной степени используется транспортный потенциал озёр Восточной Африки. Речными судами ежегодно перевозится около 25 млн. т грузов, в том числе в Египте около 10 млн. т. В составе флота велика доля устаревших судов небольшой грузоподъёмности и несамоходных барж. Пополнение и обновление флота осуществляется в основном за счёт судов, построенных на небольших местных верфях.
Таблица 16. Внешнеторговый грузооборот морских портов Африки
Отправление, млн. т. | Прибытие, млн. т. | Грузооборот | ||||||
всего | в том числе нефтегрузы | всего | в том числе нефтегрузы | всего | в том числе нефтегрузы | |||
млн. т | % от мировых перевозок | млн. т | % от мировых перевозок | |||||
1950 | 38 | — | 30 | 10 | 68 | 12,3 | 10 | 4,5 |
1970 | 407 | 289 | 96 | 44 | 503 | 19,6 | 333 | 23,4 |
1975 | 359 | 230 | 111 | 41 | 470 | 15,3 | 271 | 16,4 |
1980 | 479 | 317 | 180 | 87 | 659 | 17,6 | 404 | 21,3 |
1982 | 434 | 278 | 226 | 126 | 660 | 20,2 | 404 | 27,3 |
Источник: UN Monthly Bulletin of Statistics, N.Y., June 1982, June 1984
По объёму грузооборота портов выделяются страны — поставщики минерального сырья и топлива на мировой рынок (млн. т, 1982): Нигерия (74), Ливия (66), Алжир (58), Марокко (31) Либерия (20), а также страны с более разнообразным составом грузооборота — ЮАР (96), Египет (26). Доля торгового флота Африки в мировом тоннаже составляет около 1,3%, в том числе под флагом Алжира 1,4 млн. бр.-рег. т (143 судна), Ливии соответственно 0,9 (104), ЮАР 0,77 (295), Египта 0,66 (351), Нигерии 0,46 (169), Марокко 0,4 (218), Ганы 0,26 (130). Основу национальных флотов составляют малотоннажные суда устаревших типов. У нефтеэкспортирующих стран — Нигерии, Ливии, Алжира растёт тоннаж современных нефтеналивных судов. В 70-е гг. увеличивался разрыв между объёмом морских перевозок африканских стран и тоннажем национальных флотов, развитию которых препятствует дискриминационная политика морских держав Запада и растущая конкуренция флагов «удобств» (60% мирового тоннажа «удобных» флагов приходится на флаг Либерии — 68 млн. бр.-рег. т в 1983, фактически 1 / 3 тоннажа этого флота принадлежит судовладельцам США, 1 / 5 Греции и т. д.). В начале 80-х гг. на долю национальных флотов приходилось от 5 до 10% всех грузов, перерабатываемых в портах африканских стран. Из общего числа морских портов Африки (свыше 100) более 50 имеют грузооборот свыше 2 млн. т в год (1980), в том числе 21 порт более 10 млн. т. Наибольшая концентрация морских портов — в Западной Африке (47) и на Средиземноморском побережье (25). Крупнейшие по грузообороту порты специализируются на отправке нефти — Бонни (Нигерия), Эс-Сидер и Марса-эль-Бурейка (Ливия), Арзев (Алжир); угля — Ричардс-Бей (ЮАР); прочего минерального сырья и сельскохозяйственной продукции — Дурбан (ЮАР), Монровия (Либерия), Касабланка (Марокко), Александрия (Египет) и др. В ряде портов в странах, зависящих от импорта топлива, ввоз превышает вывоз (Момбаса в Кении, Дар-эс-Салам в Танзании и др.). Оборот контейнеров в портах в 70-е гг. увеличился в 20 раз и в начале 80-х гг. составлял около 1 млн. ед. в год. 15 портов оборудованы специализированными контейнерными терминалами и причалами, крупнейшие среди них — Лагос, Дурбан, Абиджан Монровия, Триполи. Особую роль в мировом судоходстве играет Суэцкий канал.
8. Разгрузка в порту Бисау, Гвинея-Бисау.
Почтовая связь — самый распространённый вид связи в Африке. В 1980 общее число почтовых отправлений достигло 5 млрд. ед., или около 5—6% общего объёма мировых почтовых операций. Сравнительно высока доля международной почтовой корреспонденции (свыше 21%), около половины её направляется за пределы континента, в первую очередь в развитые капиталистические страны (главным образом в страны — бывшие метрополии, кроме того — в США, ФРГ, Японию и др.), а также в Индию и некоторые арабские государства Ближнего Востока. Основная часть почтовых операций приходится на ЮАР (32% всех отправлений, 10% всех международных отправлений), Нигерию (25%), Египет (6.0%), Алжир (5,3%), Марокко (3,3%), Кению (2,8%), Зимбабве (2,5%). В ряде стран объём международной корреспонденции значительно превосходит количество внутренних почтовых отправлений (в Джибути в 11 раз, Того в 5 раз, Бенине, Либерии и Эфиопии в 3 раза, Мавритании в 2 раза, Габоне и Лесото в 1,5 раза). Почти повсеместно наиболее острой является проблема обеспечения регулярной почтовой связью обширных территорий в сельской местности. В целом густота сети почтовых отделений сильно колеблется по странам региона. Например, в начале 80-х гг. в Египте 1 почтовое отделение приходилось на 10 тыс. жителей, в Тунисе — на 16 тыс., Уганде — на 35 тыс., Нигерии — на 46 тыс., Гане — на 49 тыс., Камеруне — на 60 тыс., Эфиопии — на 100 тыс.
Географическое положение Африканского континента создаёт предпосылки для сооружения здесь наземных станций спутниковой (космической) связи, в первую очередь обеспечивающих космические «мосты» связи между Европой и Азией. Такие станции (50 в 1980) сооружены в Кении (Маргерет), Либерии, Уганде (Аруа), Камеруне (Дуала) и других странах.
Источник