Черное море затонувшие суда

Затонувшие корабли в Черном море: обзор, история и интересные факты

История затонувших в Черном море кораблей велика настолько, что за ее полное и достоверное описание пока никто не взялся. Причина в том, что неизвестно даже количество останков судов, покоящихся на его дне. И сосчитать их нет никакой возможности. Технические проблемы, глубины и другие сложности по мере прохождения времени решаются и, наверняка, будут решены в будущем. Но само время и является непреодолимым препятствием, пряча корабли глубоко в ил или бесследно уничтожая их с помощью ржавчины и процессов гниения.

Причины гибели кораблей

Теплые воды Черного моря судоходны издавна. О первых мореплавателях мы узнаем из легенд Древней Греции. Стараясь держаться ближе к берегу, они разбивались о скалы во время штормов и непогоды. Доходили они и до наших берегов. Древние амфоры с вином, благовониями и маслами, которые находят наши исследователи морского дна, говорят об этом.

Самые разные корабли гибли во время военных походов, которые эти воды видели в избытке. Деревянные парусники и современные суда, получая пробоины, уходили под воду. Чаще всего вместе со своей командой. Черноморское дно – это огромная братская могила, которая продолжает пополняться в течение всей истории мореходства.

image

Но известны и иные причины гибели затонувших в Черном море кораблей. Вот несколько документальных фактов.

Затопление кораблей в Цемесской бухте

Недалеко от Новороссийского порта в июне 1918 года по распоряжению Владимира Ильича Ленина советские моряки затопили корабли. Черноморский флот не упоминается в Брестском договоре, но в силу сложившихся обстоятельств он был потребован к выдаче немецкой стороной в Севастополе. Советское руководство, вынужденное принять и это условие наряду с другими требованиями, направило в Новороссийск, где находились корабли, два приказа. Официальный приказ требовал от капитана 1 ранга Тихменева отвести суда в Севастополь и передать их представителям Германии, секретный приказ – затопить их недалеко от Новороссийска.

image

Командующий, после долгих и трудных обсуждений обоих приказов с комитетами кораблей, решил выполнить официальный вариант. Но не все команды послушались его, и 16 военных судов, среди них линкор «Свободная Россия», были затоплены. С поднятыми сигнальными флажками «Погибаю, но не сдаюсь», корабли ушли под воду.

Судьбы кораблей и людей после затопления

Ушедшие в Севастополь корабли оставались на службе Германии вплоть до ее поражения, а затем перешли в состав Русской эскадры. Тихменев воевал на стороне белых, а руководившие затоплением большевики Раскольников, Кукель и Глебов-Авилов занимали в дальнейшем видные посты в СССР, но в конце 30-х годов были репрессированы.

Судьба затонувших в Черном море кораблей была более позитивна. Спустя два года после событий в Цемесской бухте начался постепенный их подъем, восстановление и дальнейшая эксплуатация. На дне остались только два корабля: «Свободная Россия» и «Громкий».

image

Монумент морякам-героям с надписью: «Погибаю, но не сдаюсь!» установлен на Сухумском шоссе. На огромном гранитном камне перечислены названия всех затопленных кораблей с точными координатами мест их временного (или постоянного) пребывания. Но почти сто лет историки и моряки продолжают спорить о том, как надо было поступить в том далеком году для спасения Черноморского флота.

Гибель «Адмирала Нахимова»

31 августа 1986 года история гибели большого пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» вызвала шок и отчаянную беспомощность перед формулировкой причины аварии: «человеческий фактор». Сравнение этого события с гибелью в 1912 году «Титаника» от столкновения с айсбергом имело право на существование только потому, что на нашем корабле погибло тоже очень много людей: 423 человека из 1243 (для сравнения: на «Титанике» погибли 1496 человек). Но у нас было теплое море, и не было айсбергов. Были только решения двух капитанов и одного помощника.

«Адмирал Нахимов» (круизный пароход) выходил из Новороссийска в Сочи поздним вечером. Погода хорошая, море спокойное, пассажиры развлекались или устраивались отдыхать. Капитан Марков, человек с огромным опытом, спокойно выводил свой корабль из бухты. Единственным судном, шедшим в порт в это время, был «Петр Васев», сухогруз с капитаном Ткаченко во главе. Он сообщил, что пропускает «Адмирала Нахимова» в ворота бухты первым. В 23-00, во время этого маневра, капитан Марков, сдав вахту своему помощнику Чудновскому, покидает рубку.

В ходе расследования, которое проводилось правительственной комиссией, многое так и осталось непонятным для обычных, непосвященных в секреты, граждан. Почему же два капитана на катастрофически сближающихся лоб в лоб судах, видя это по радарам и воочию, не предпринимали ничего, чтобы спасти ситуацию. Вахтенные на обоих кораблях указывали им на приближение аварии, уточняли, кто же кого пропускает, но случилось то, что случилось.

image

Две огромные махины столкнулись, несмотря на отчаянные попытки изменить что-то в последние минуты. «Адмирал Нахимов» за 8 минут ушел на дно вместе со своими пассажирами, пополнив ряды затонувших кораблей в Черном море.

Команда «Петра Васева» вместе с пришедшими из порта на помощь судами вела спасательные работы. Помощник Чудновский ушел в свою каюту и остался на борту погибающего судна. Обоих выживших капитанов судили, они получили по 15 лет.

Военный корабль «Лиман»

История труднообъяснимых катастроф все не заканчивается. Совсем недавно, 28 апреля 2017 года, мир взорвался многочисленными сообщениями о том, что в Черном море затонул российский военный корабль, столкнувшись с судном-скотовозом Yozasif-H, шедшим под флагом Того. Все члены экипажа были спасены и доставлены в Россию, а корабль «Лиман» лежит у берегов Турции на глубине 80 метров.

Он был построен в 1970 году на польских верфях и первые годы работал на Балтике. В 1974 году его перевели в состав Черноморского военного флота, в отдельный разведывательный дивизион N519. В качестве разведчика он вел слежку за кораблями возможного противника, его переговорами, мог применить высокотехнологичное оружие «Игла». Для выполнения своей миссии он был оборудован комплектами специальной разведывательной аппаратуры и современной радиолокационной системой «Дон», гидроакустической системой «Бронза» и еще какими-то секретными устройствами.

image

Затонувший корабль «Лиман» в Черном море, находясь на боевом дежурстве, получил пробоину и через несколько часов пошел ко дну.

Диверсия или полный туман?

Когда читаешь заявленную официальными представителями военных сил причину того, почему затонул российский корабль в Черном море, испытываешь недоумение, оторопь и стыд. Именно в такой последовательности. Оказывается, напичканный секретным электронным дорогим оборудованием военный корабль-разведчик не разглядел в тумане судно-скотовоз.

Может быть, поэтому так хочется верить Движению поддержки флота, которое заявило о возможной диверсии. По их мнению, «Лиман», который эффективно работал у берегов Сирии, вызывал недовольство американских военных сил, присутствовавших здесь же. Для того чтобы помешать разведчику появиться в конкретной точке в конкретный час, ему изощренно подставили под удар скотовоз. Адмирал В. Кравченко считает гибель «Лимана» событием из ряда вон выходящим.

В том, что в Черном море затонул российский корабль, есть только один неопровержимый факт: команда жива. Наверное, мы ничего и никогда больше не разглядим в этом тумане.

Источник

Иванов Валерий Борисович

официальный сайт писателя

Черноморское кладбище затонувших кораблей

Огромны были потери судов — как во время боевых действий, так под влиянием тяжелых погодных условий и допущенных навигационных ошибок. В огне войны погиб весь Черноморский флот России. Огромны были потери и стран союзниц — Англии, Франции и Турции. Черное море превратилось в настоящее кладбище кораблей. Крымская война завершила многовековую историю деревянного судостроения. Эпоха парусного флота закончилась, появились броненосные корабли водоизмещением до 8 тыс. т, линейные корабли водоизмещением до 25 тыс. т, длиной до 180 м. Накануне первой мировой войны Черное море представляло собой морской район интенсивного торгового судоходства. Здесь были сосредоточены мощный российский Черноморский флот, военные флоты Турции, Болгарии и Румынии. До первой мировой войны 1914–1918 гг. на Черном море затонуло 58 боевых кораблей и более 600 парусно-моторных деревянных судов. В гражданскую войну в Черном море затонуло (затоплено) 35 боевых кораблей, из них 14 — в Новороссийской бухте, 11 — на Севастопольском внешнем рейде. Места гибели других кораблей неизвестны. Вторая мировая война нанесла огромный катастрофический урон не только военным флотам, но и торговому судоходству. Потери кораблей и судов измерялись многими сотнями. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Черноморский флот потерял 1151 единицу боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 2 крейсера («Червона Украина» и «Коминтерн», переведенный в класс минных заградителей), 3 лидера («Москва», «Харьков», «Ташкент»), 11 эскадренных миноносцев, 28 подводных лодок, 28 тральщиков, 97 рейдовых и катерных тральщиков, 81 торпедный катер, 84 морских охотника, 168 сторожевых катеров, 11 канонерских лодок, 85 десантных ботов, 48 бронекатеров, 5 минных заградителей, 22 гидрографических судна, 60 шхун, 28 шаланд, 112 сейнеров, 70 катеров, 24 плавмастерских, плавкранов и плавдоков. В ходе войны поднято 39 затонувших судов. 78 катеров Азовской военной флотилии затонули (затоплены) в реках Дон и Кубань. Германия и ее союзники в войне 1941–1945 гг. потеряли 455 кораблей и судов, из них 238 боевых, 217 транспортов и судов торгового флота. Германия потеряла 6 подводных лодок, 2 эскадренных миноносца, 114 быстроходных десантных барж, 28 противолодочных кораблей, 33 тральщика и катерных тральщика, 8 артиллерийских катеров, 18 торпедных катеров, 8 сторожевых катеров, 3 военных транспорта, 2 минных заградителя, 2 монитора, 14 лихтеров. Румыния — 13 боевых кораблей: миноносец, тральщик, минный заградитель, 2 монитора, 4 торпедных катера, 2 катерных тральщика, 2 сторожевых катера. Италия потеряла 12 кораблей: малую подводную лодку, 11 торпедных катеров. Морской флот СССР на Черноморском театре за войну потерял 93 судна, после войны поднято 35, на грунте осталось 58. В воздушных боях над морем было сбито более тысячи самолетов. В портах Советского Союза после войны было поднято 578 кораблей и судов. По учету Гидрографической службы Черноморского флота в водах Украины, России и Грузии числится 566 затонувших судов и 478 подводных препятствий и мест с нечистым грунтом, всего 1044 объекта. Все они находятся на глубинах до 100–120 м. Из них 440 обследовано водолазами. Многие затонувшие суда уже ушли в ил, при обследовании промером, эхотралением и водолазами не обнаруживаются, с учета снимаются. За 1985–1995 гг. снято с учета 19% затонувших судов и 22% подводных препятствий. Боезапас, имеющийся на затонувших судах и кораблях, от времени и длительного контакта с морской водой пришел во взрывоопасное состояние. Степень взрывоопасности такова, что он может взорваться от толчков при проведении судоподъемных работ и даже при постановке на якорь. В особо большом количестве (от 500 до 1000 т) боезапас находится на транспортах «Жан-Жорес», «Чапаев», «Варна». Ориентировочный суммарный вес боезапаса на всех затонувших кораблях и судах превышает 20 тыс. т. На большинстве затонувших судов в цистернах, отсеках и воздушных подушках сохранились остатки жидкого топлива в количествах от единиц до десятков тонн. Существует реальная опасность разлива этого топлива вследствие коррозии металла и при проведении работ на затонувшем судне. Ориентировочное количество жидкого топлива на затонувших кораблях и судах составляет 100 тыс. т. Не исключено, что часть его уже попала в воду. Анализ состояния затонувших судов, боезапасов и остатков жидкого топлива, имеющихся на них, позволяет сделать выводы, что большинство затонувших судов на Черном и Азовском морях представляют исторический и материальный интерес. Многие из них оказывают вредное влияние на морскую среду. Несомненно, все затонувшие объекты в территориальных водах и экономической зоне Украины необходимо взять на государственный учет с целью недопущения несанкционированных работ как на самих затонувших судах, так и в непосредственной близости от них. Представляется необходимым произвести планомерное обследование затонувших объектов для определения целесообразности их подъема, подъема груза и документов, разработки мер по уменьшению вредного влияния на среду. В целях увековечивания памяти погибших моряков было бы целесообразно специальными правительственными постановлениями объявить затонувшие суда и корабли, на которых имеются останки погибших, военными захоронениями.

Братские могилы на дне Черного моря (Именной список потерь)

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее