Выгнали «навалом»: операция ВМФ СССР против ВМС США в Чёрном море — видео
В конце 1980-х Вооружённые силы СССР нередко сталкивались с провокациями американских коллег. Особенно отличился в этот период пресловутый шестой флот ВМС США, корабли которого регулярно проверяли на прочность советские границы. Но 12 февраля 1988 года два сторожевика Черноморского флота надолго отбили у американских моряков желание заходить в территориальные воды Советского Союза, пишет сегодня, ровно тридцать два года спустя, портал «Русское оружие».
Об очередном «турне» судов ВМС США вблизи своей зоны контроля и вероятном нарушении ими морской границы СССР командование Черноморского флота (ЧФ) узнало заблаговременно. Это были ракетный крейсер «Йорктаун» (тип «Тикондерога») и эсминец «Кэрон» (тип «Спрюэнс»). В штабе ЧФ разработали план действий по сопровождению американских кораблей и потенциальному противодействию им. Задачи возложили на экипажи сторожевых кораблей «Беззаветный» и «СКР-6». Командиру группы капитану 2 ранга Николаю Михееву было поручено сначала предупредить американцев о заходе в территориальные воды СССР, а при отсутствии реакции осуществить «навал» — схожий с тараном маневр, когда судно по касательной задевает борт нарушителя, вынуждая его сменить курс.
До крайних мер, как и предполагали в командовании ЧФ, всё же дошло. В ответ на предупреждение о входе в акваторию СССР американские командиры ответили, что ничего не нарушают и не изменят курс в соответствии с «нормами свободного прохода». Целью «Беззаветного» с водоизмещением 3 тысячи тонн стал превосходящий его в три раза «Йорктаун» (водоизмещение 9,2 тысячи тонн). Небольшому же «СКР-6» с водоизмещением всего 1,3 тысячи тонн достался достаточно внушительный «Кэрон» в 7,8 тысячи тонн.
Перед капитанами сторожевиков стояла чрезвычайно опасная задача — крейсер и эсминец могли с лёгкостью их раздавить. Но командование американских кораблей не ожидало решительных действий от советских моряков и уповало на своё «подавляющее преимущество».
По воспоминаниям Николая Михеева, личный состав «Йорктауна» собрался на палубе — матросы и офицеры смеялись, показывали неприличные жесты, фотографировали и вели видеосъёмку. Кадры с обстановкой на судне и момент «навала», к слову, широко растиражированы в Интернете. Подойдя сначала на дистанцию 40 метров, а потом сократив её до 10 метров, капитаны советских кораблей получили подтверждение приказа «действовать по плану операции». Первый навал «Беззаветного» пришёлся под углом примерно 30 градусов по левому борту американского крейсера. При ударе якорь сторожевика разорвал обшивку борта «Йорктауна», у которого от трения загорелась краска.
У веселившихся ещё несколько мгновений назад членов экипажа американского крейсера резко изменилось настроение, и они побежали с палуб в отсеки. Командир крейсера ВМС США бросился на мостик.
Командовавший «Беззаветным» Владимир Богдашин вывел судно из критического положения после столкновения и осуществил второй «навал», ставший более мощным и результативным. Удар пришёлся в район вертолётной площадки «Йорктауна», где оказались срублены все леера. Сторожевик порвал обшивку борта надстройки, разломал командирский катер, затем сполз на корму, где повредил пусковую установку ракет «Гарпун». Два её контейнера были разрушены, а у самих ракет оторвало головные части. Позже стало известно, что в районе погребов установок «Гарпун» и противолодочных ракет «Асрок» начался пожар.
Отрезвляющий маневр советского «СКР-6» на американский «Кэрон» не вызвал серьёзных последствий для последнего.
Эсминец ВМС США сблизился с «Беззаветным», чтобы вместе с «Йорктауном» зажать его в клещи. В ответ на эти действия Николай Михеев приказал подготовить к запуску реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 глубинными бомбами в сторону обоих судов США. Заметив это, американские корабли отвернули, но на «Йорктауне» начали готовить к взлёту пару вертолётов. Доложив об этом на командный пункт, Николай Михеев сообщил оппонентам, что их винтокрылые машины в случае взлёта будут сбиты как нарушители воздушного пространства СССР.
Предупреждение сразу не подействовало, американцы заглушили свои машины лишь тогда, когда над ними зависли два ударных вертолёта Ми-24 с полным набором вооружений на боевой подвеске. Группа советских вертолётов как раз находилась неподалёку.
«Йорктауну» и «Кэрону» ничего не оставалось, как покинуть советские территориальные воды. Командование американской корабельной группы около суток вело переговоры со своим руководством, а на следующий день взяло курс на выход из Чёрного моря.
Это морское происшествие военные историки называли и «красным тараном», «и последним инцидентом холодной войны», и «днём, когда могла начаться Третья мировая». Но вне зависимости от наименования результат решительных действий советских моряков был очевиден — провокации со стороны ВМС США сошли на нет.
Не осталось и кораблей, участвовавших в том инциденте. В 1997 году «Беззаветный» был передан Украине и переименован в «Днепропетровск». В состав действующих кораблей он больше не вошёл, а в 2005 году судно разобрали и отправили в Турцию. По пути сторожевик затонул. «СКР-6» ещё в 1990 году был исключён из состава ВМФ, в том же году его утилизировали.
Крейсер «Йорктаун» был списан в 2004 году. Он находится в зоне отстоя на базе технического обслуживания кораблей резерва ВМС США в Филадельфии. Эсминец «Кэрон» выведен из строя в октябре 2001 года, а через несколько месяцев затонул в районе военно-морской базы в Пуэрто-Рико в ходе подрывных испытаний корпуса.
Источник
Крымский таран
Американские военные никогда не отличались особой «политкорректностью». Если была возможность устроить провокацию, они всегда шли на нее. Однако, более тридцати лет назад советские моряки отвадили нарушителей, протаранив сразу два корабля противника.
Радиомолчание в тумане
Перестройка, которая была объявлена в нашей стране в 1986 году, довольно быстро привела к смягчению нравов относительно нашего «потенциального противника», то есть американцев. Прекраснодушие Генерального секретаря ЦК КПСС не знало границ: вскоре с его легкой руки стали резать на куски боевые ракеты, переводить «на иголки» корабли, субмарины, танки и другую военную технику, причем не просто боеспособную, а совершенно новую. Руководство страны вдруг посчитало, что никакой угрозы для СССР со стороны заокеанских «партнеров» уже не существует.
В самих США, правда, не спешили расслабляться. Наоборот, во второй половине 1980-х в Черном море, например, было зафиксировано множество провокационных нарушений территориальных вод СССР кораблями противника. Чаще всего подобные визиты удавалось пресекать на корню: советские сторожевики просто становились по курсу нарушителя «живой стеной», преграждая таким образом путь в наши территориальные воды. Но удавалось это не всегда. И тогда корветы, эсминцы и крейсера ВМФ США не просто барражировали вдоль наших берегов, но и совершали боевые развороты, готовили к стрельбе установки с ракетами и глубинными бомбами. Словом, куражились, как могли, будто давая понять, кто здесь настоящий хозяин.
До поры, до времени это сходило им с рук – ведь у нас набирала обороты разрядка. А военно-морское начальство, получив от руководства страны соответствующие благостные наказы, не решалось нарушить приказ и вступить в открытую конфронтацию с провокаторами. Однако в 1988 году нашим морякам пришлось иметь дело со слишком уж наглым нарушителем. В феврале через Босфор и Дарданеллы проследовал эскорт американских кораблей, состоящий из крейсера «Йорктаун» и сопровождающего его эсминца «Кэрон». Причем, шли корабли при полном радиомолчании и, словно специально выбрав время, когда море накрыл густой туман. И хотя о непрошеном визите, благодаря разведке, было известно заранее, засечь эскорт при проходе проливов удалось только путем визуального наблюдения. Потому что локаторы фиксируют лишь точку, а что это – боевой корабль или гражданское судно – разобрать невозможно.
Неравные силы
Обнаружили американцев с нашего парома «Герои Шипки». Перехватив радиограмму с парома и поняв, что их раскрыли, командиры «Йорктауна» и «Кэрона» поначалу решили «отсидеться» у турецких берегов. Но в нейтральных водах американцев уже ждали два наших СКР (сторожевых корабля): «СКР-6» и «Беззаветный». Видимо, поэтому провокаторы и решили, уже не таясь, совершить то, что, собственно, они и задумывали с самого начала.
Дойдя до нашей границы, корабли, не сбавляя хода, ринулись в территориальные воды Советского Союза. С наших сторожевиков в адрес нарушителей полетела предупреждающая радиограмма, не возымевшая, впрочем, никакого результата: американцы уверенно направлялись к берегу. Тут надо заметить, что, по сравнению с «Беззаветным», «Йорктаун», например, имел втрое большее водоизмещение, а команда его в два раза превышала количество моряков на сторожевике. Он был на 50 метров длинней СКР, нес на борту вертолеты, 2 ракетных и 4 зенитных установок, два противолодочных и 8 противокорабельных комплексов (соответственно «Асрок» и «Гарпун»), не говоря уже о торпедах, орудиях, системе управления огнем «Иджис» и т. д.
«Беззаветный», в свою очередь, был вооружен двумя реактивными бомбометами РБУ-6000, четырьмя пусковыми установками ракетного комплекса УРПК-5 «Раструб», двумя зенитно-ракетными комплексами, торпедами и спаренными 76,2 мм артиллерийскими установками. Так что, учитывая разницу в вооружении, моряки приготовились к самому худшему, расчехлив бортовые орудия и подготовив их к стрельбе (ракеты-то применять – себе дороже).
В ответ на эти приготовления американцы решили поднять в воздух свои винтокрылые машины: на вертолетной площадке появились пилоты и обслуживающий персонал. Видя это, командир «Беззаветного» капитан второго ранга Владимир Богдашин приказал послать на «Йорктаун» радиограмму, в которой предупреждал американцев о том, что если они взлетят, то немедленно будут сбиты. Однако, нарушители не обратили на предупреждение никакого внимания.
Навал, еще навал
Именно в эту минуту Богдашин понял, что без решительных мер тут не обойтись, но применять оружие было нельзя. И тогда он отдал отчаянный приказ — идти на таран. Так как «Беззаветный» шел буквально борт о борт с «Йорктауном», на расстоянии буквально десятка метров, СКР просто чуть-чуть изменил курс и сначала совершил лишь легкий навал на ракетный крейсер, снеся ему трап. Американские моряки, которые до этого, высыпав на палубу, легкомысленно посылали в адрес советских моряков неприличные жесты и фотографировали наш сторожевик, присмирели и попрятались в корабельные помещения. Вторым ударом СКР буквально «залез» на крейсер, «сбрив» вертолетную площадку нарушителя и повредив четыре противокорабельных комплекса «Гарпун» – настолько сильным был удар. А в торпедных аппаратах «Йорктауна» возник пожар.
В это самое время «СКР-6» пошел на таран «Кэрона», хотя советский сторожевик и был в четыре раза меньше эсминца. Тем не менее, удар получился ощутимым. Тот, в свою очередь, решил не связываться с «СКР-6», а подойти к другому борту «Беззаветного», чтобы вместе с «Йорктауном» взять СКР в клещи. Однако, скорость у сторожевого корабля была выше, и он легко парировал этот маневр. Впрочем, команде крейсера было уже не до маневров и вообще не до чего – на нем полным ходом шла борьба за живучесть корабля. А после того, как команда отошла от шока, «Йорктаун» развернулся на 180 градусов и был таков. За ним последовал и «Кэрон». После этого случая американские корабли надолго исчезли из акватории наших черноморских территориальных вод.
Надо отдать должное командованию флота, которое поддержало моряков «Беззаветного» и отстояло их доброе имя перед руководством страны. А через год Владимиру Богдашину вручили орден Красной Звезды… за освоение новой техники. На тот момент он уже не был командиром сторожевика, а учился в Военно-морской академии имени Гречко. Впоследствии командовал флагманом Черноморского флота «Москва». Сейчас Владимир Иванович – контр-адмирал в отставке, является генеральным директором учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов.
После развала СССР при разделе флота «Беззаветный» отошел Украине и стал «Днепропетровском», а затем его и вовсе списали в металлолом. Пошел «на иголки» и «СКР-6». Так печально сложилась судьба сторожевиков, снискавших славу советскому военно-морскому флоту.
Источник
Да дави его, дави! Как советские моряки таранили американцев у побережья Крыма
Инциденты между советскими и американскими военными случались регулярно. Шла холодная война, стороны постоянно вели разведку, а то и просто пробовали друг друга на прочность нервов. Это противостояние шло до самого распада СССР. Одной из точек соприкосновения было Черное море.
Между Советским Союзом и США имелись разночтения по поводу того, как определять границу территориальных вод. По мнению американцев, отсчет 12 морских миль следовало вести от каждой точки берега, с точки зрения советских специалистов — от «базисной линии». Соответственно, трудности возникали около резких изгибов береговой линии, в частности — заливов.
Американцы не упускали случая продемонстрировать свое видение ситуации. Делали они это очевидным методом — входили в спорную акваторию. У советских моряков такое поведение вызывало бешенство. Чашу терпения переполнил эпизод 13 марта 1986 года. Тогда крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» вошли в крымские воды, демонстративно ведя радиоэлектронную разведку. Как Азовская флотилия остановила врага в Керченском проливе
Вскоре после этого разъяренный адмирал Чернавин, командовавший советскими военно-морскими силами, попросил права при необходимости выбивать вторженцев «навалом», то есть бить борт о борт. Чернавин получил добро на жесткую реакцию. Ждать пришлось не очень долго.
Новый эпизод был связан с теми же самыми кораблями. В феврале 1988 года «Йорктаун» и «Кэрон» снова прошли Босфор. Однако на этот раз их ждали во всеоружии.
Сторожевой корабль «Беззаветный» (по западной классификации — фрегат) как раз вернулся с дежурства в Средиземном море. Командир «Беззаветного», капитан 2-го ранга Владимир Богдашин сгрузил вооружение, отпустил часть экипажа на берег в отпуск. Однако на связь срочно вышло командование и сообщило, что расслабляться ему не придется.
«Беззаветный» загрузил боеприпасы на случай совсем уж скверного развития событий и пошел на перехват. «Беззаветный» действовал не один — вместе с ним на задание пошел сторожевой корабль СКР-6, которым командовал капитан Анатолий Петров. Всей операцией руководил начштаба Черноморского флота Валентин Селиванов.
«Беззаветный» взял на себя «Йорктаун», а СКР-6 нацелился на «Кэрон». От американцев ожидали, что они, скорее всего, пройдут мимо мыса Сарыч, где советские терводы по понятным причинам выдаются на юг. Однако сразу они туда не пошли.
Американские корабли некоторое время маневрировали у берегов Болгарии и Румынии. Интересно, что первым обнаружил их совсем не могучий корабль — паром «Герои Шипки». Вскоре советские корабли начали сопровождение американских. Дистанция была небольшой, так что стороны могли жестами дать понять, что думают друг о друге. Однако некоторое время поход шел без происшествий.
Момент истины наступил утром 12 февраля. «Йорктаун» и «Кэрон» двинулись делать то, для чего, собственно, и пришли, и направились к советской акватории. Каждый их шаг отслеживали. Как только до тервод осталось 2 мили, на американские корабли отстучали предупреждение. «Ваш курс ведет в территориальные воды Советского Союза». На всякий случай сообщение отдублировали флажками. Ответ: «Мы ничего не нарушаем».
Американские корабли не меняли курс. Следует второе предупреждение в открытый эфир — на сей раз американцам открытым текстом сообщили, что будут таранить. Ноль эмоций. «Пользуюсь правом мирного прохода, ничего не нарушаю». Адмирал Селиванов дал отмашку.
Богдашин приготовился к навалу. Это все же не такой рискованный маневр, как таран, его суть в том, чтобы сойтись бортами по касательной. Проблема состояла в том, что водоизмещение «Беззаветного» и СКР-6 было намного меньше, чем у «Йорктауна» и «Кэрона». Даже сойтись с ними было не совсем простой задачей: крейсер создавал волну. К чести Богдашина, он не колебался ни секунды.
Навал заранее рассматривали как возможный выход из ситуации, и экипажи уже примерно представляли, что предстоит делать. Для усиления повреждений, советские корабли частично вытравили якоря. Как только американцы подошли к границе тервод, русские заняли позиции. Фрагментарное наследство. Сможет ли Украина защитить себя с моря
Селиванов в последний раз убедился, что звездно-полосатые «коллеги» действительно вошли в советские воды, и навал начался. «Беззаветный» и СКР-6 начали сближение. С «Беззаветного» непрерывно докладывают в штаб флота в Севастополе: «Дистанция 30 метров, 20, 10…» На советских кораблях загерметизировали отсеки. «Кэрон» еще успевает поднять сигнал «Не подходить к борту!».
Бум! 11:02 — «Беззаветный» наваливается на корму «Йорктауна». Вытравленный якорь рвет обшивку крейсера. СКР-6 идет вдоль борта «Кэрона», круша леера. С диким скрежетом корабли идут борт к борту, сыплются искры. СКР-6 тоже совершает навал, но при своей скромной массе не может причинить особых повреждений оппоненту.
Своротить «Йорктаун» с курса, конечно, не получается: водоизмещение двух кораблей отличается в разы. Однако «Беззаветный», разминувшись с крейсером, тут же заходит на новую атаку.
На этот раз «Беззаветный» врубился в «Йорктаун» более жестко. Опять пострадали леера, вертолетная площадка, а главное, форштевень «Беззаветного» крушит пусковую установку противокорабельных ракет. От искр вспыхивает краска, трехтонный якорь сторожевика отрывается. Внутри «Йорктауна» начинается небольшой пожар.
Шутки кончились. Американцы пытаются зажать «Беззаветный» между своими кораблями. Богдашин приказывает на глазах у американцев привести в боевую готовность бортовое вооружение. На «Йорктауне» в ответ готовятся поднять в воздух вертолеты. Им в открытом эфире громовым голосом сообщают, что все, что поднимется в воздух, будет сбито. Зато на место прибывают уже советские вертолеты, проходящие над местом действия на высоте всего в полсотни метров. Для довершения картины над акваторией прошли тяжелые Ту-16.
В 11:40 на американские корабли передают новое требование уйти восвояси. На сей раз эта программа не вызывает возражений.
Все обошлось малым ущербом. «Беззаветный» лишился якоря, получил трещину на обшивке и еще кое-какие мелкие повреждения, на СКР-6 помяло фальшборт и леерные стойки, «Кэрон» остался без шлюпки. Ощутимые повреждения получил только «Йорктаун», у которого изуродовало пусковую установку «Гарпунов» и помяло (не фатально) вертолетную площадку. Никто не погиб.
Никаких особых дипломатических последствий этот инцидент не имел.
Богдашин некоторое время спустя получил «Красную звезду» на грудь за… «освоение новой техники». Некоторые чиновники в самом СССР пытались наказать флотских командиров за инцидент, но в конечном счете из этого ничего не вышло: моряки делали свою работу и сделали ее хорошо. Богдашин дослужился до звания контр-адмирала и командира крейсера «Москва», который и в наше время составляет главную ударную силу Черноморского флота.
«Беззаветный» в 1997 году передали в ВМС Украины, но там этот уже слишком старый изношенный корабль не служил — переименованный в «Днепропетровск» сторожевик разукомплектовали и затопили в море. «Йорктаун» списали уже в нулевые. А инцидент в Черном море стал одним из последних столкновений холодной войны и ярким эпизодом истории флота.
Источник