Пушкин и море
Пушкин и море – картины Айвазовского
Пушкин и море – это картины Айвазовского и, конечно, стихотворение «К морю», начинающееся словами «Прощай свободная стихия».
Из картин самая известная «Прощание Пушкина с морем». Здесь соединились таланты Айвазовского и Репина. Первый писал море, второй – фигуру поэта. Картина появилась в год 40-летия гибели поэта.
Позже Айвазовский написал две картины под одним названием «А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря». Ими он отметил печальные даты 50-ти и 60-летия гибели поэта.
Были и «неурочные» картины. Одна из них – А.С. Пушкин в Гурзуфе.
Стихотворение Пушкина «К морю»
Стихотворение «К морю» А.С. Пушкин написал в 1824 г. перед отъездом из Одессы в новую ссылку – в Михайловское.
[1] Поэт обдумывал бегство из Одессы морем в Европу.
[2] Имеется в виду увлечение Е.К. Воронцовой (1790-1880), женой Новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова (1782-1856).
[3] Остров св. Елены, куда в 1815 г. сослали Наполеона, и где он умер в 1821 г.
[4] Д.Г. Байрон умер 19 апреля 1824 г. в Греции, куда он приехал летом 1823 г. для участия в освободительной борьбе греков.
Стихотворение Пушкина «К морю» («Прощай, свободная стихия!») читают:
Игорь Озеров ► | Михаил Царёв ► |
Романс «К морю»
Стихотворение «К морю» положили на музыку Н.С. Титов (1832), Ю.А. Шапорин (1952).
«К морю» – Игорь Ерёмин (Муз. А. Суздальцева) ►
Источник
Выставка «Море в творчестве А.С. Пушкина».
Художественная галерея Морского выставочного центра г. Североморск, ул. Ленина, д. 11 (Театр эстрады «Янтарb-холл»)
В подзаголовке Пушкин назвал это стихотворение «Подражанием Байрону», однако уже в первых его строках звучит оригинальный голос русского поэта. Недаром они так напоминают слова из русской народной песни «Уж как пал туман на сине море…». А вскоре были написаны «Нереида», «Редеет облаков летучая гряда…», «Буря», «Талисман» и многие другие стихотворения.
Море у Пушкина всегда разное. Но, независимо от того, описывает ли поэт сладостный шум полуденных волн или бурную мглу бушующего моря, оно все равно прекрасно. Корабли, плывущие по морю – непременно «гордые». Красота моря – также «гордая», «торжественная» и «вечная». Для Пушкина море олицетворяет свободу, неукротимость, ничем не сдерживаемую своенравную и мятежную силу. Не случайно в стихотворении «К морю», связанном с отъездом Пушкина из Одессы в новую ссылку – в Михайловское, поэт отождествляет образ моря с образами «властителей дум» того времени – Наполеона и Байрона:
Стихотворение заканчивается обещанием поэта не забывать морской «свободной стихии». И действительно, гул «романтического» моря – высокую героику, идеал возвышенного и прекрасного в мире и в человеке – поэт сохранил и в поздний период своего творчества.
Образ моря Пушкин связывал и с царем-реформатором Петром I, прорубившим окно в Европу и сделавшим Россию морской державой, дав ей возможность «ногою твердой стать при море». Многие «морские» строки поэт адресовал своим современникам, и всегда это были для него близкие и дорогие люди. Среди них – М.Н. Раевская, впоследствии ставшая женой декабриста С.Г. Волконского и последовавшая за ним в Сибирь. Всем хорошо известны строки из «Евгения Онегина», обращенные к ней:
Особую роль море играет в сказочной поэме Пушкина «Руслан и Людмила», в сказках «О царе Салтане…», «О попе и работнике его Балде», «О мертвой царевне…», «О рыбаке и рыбке». Море в них – и часть могучей природы, и место обитания многих сказочных героев. Кроме того, оно само является персонажем этих сказок, сочувствующим добру и ненавидящим зло. В «Сказке о царе Салтане…» морская волна выступает как спасительная сила для матери с младенцем; морское пространство ограждает остров Буян от чужого и враждебного окружающего мира. В «Сказке о рыбаке и рыбке», подобно живому существу, море наделено способностью реагировать на происходящие события. С каждым новым требованием старухи оно становится все более и более грозным, предвещая неизбежное торжество справедливости.
Не удивительно, что образ моря привлекал многих художников, обращавшихся к биографии поэта и его произведениям. На выставке, подготовленной Государственным музеем А.С. Пушкина, представлены работы Е.А. Кибрика, Ф.Д. Константинова, Т.А. Мавриной, В.Д. Поленова, В.А. Милашевского и других художников, объединенные общей темой: «Море в творчестве А.С. Пушкина».
Источник
Милли Фирка
Черное море в поэзии А.С. Пушкина
Post navigation
11.02.2012
Черное море в поэзии А.С. Пушкина
175-лет назад убили Поэта
В поэзии А.С. Пушкина есть комплекс образов, посредством которых море ассоциируется с водным простором, стихией как то: море, волна, пучина, бездна, вода, залив, пена, океан , влага, струя, глубина…
Используются косвенные обозначения моря: берег (берега), лукоморье, парус, скала, утёс, ветер, корабль, чёлн…, а также топонимы, означающие приморские земли, города и селения Тамань, Керчь, Юрзуф, Таврида, Одесса, мыс Аю-Даг…
После окончания Лицея, живя в Санкт-Петербурге, А.С. Пушкин видел Финский залив Балтийского моря. Прежде вспомним, когда, где и при каких обстоятельствах А.С. Пушкин видел южные моря и путешествовал по ним. Впервые, в начале лета 1820 г., по пути из Екатеринослава в Таганрог А.С. Пушкин увидел Азовское море в районе Мариуполя.
После двухмесячного пребывания с Раевскими на Северном Кавказе, в районе Бештау (Пятигорья), молодой Пушкин, которому в то время шёл двадцать второй год, направился с ними в Крым. Его путь из Тамани в Керчь прошёл через пролив, на юге выходящий в Чёрное море. В письме к младшему брату Лёвушке (Л.С. Пушкину) от 24.09. 1820 г. он вспоминал: «Морем приехали мы в Керчь»…
В стихотворении «Кто видел край, где роскошью природы…» (1821) память о том дне 15 августа 1820 г. отражена таким образом: «И зрит пловец — могила Митридата,/ Озарена сиянием заката».
В черновиках «Путешествия Онегина» снова упомянут первый крымский день Пушкина: «Он прибыл из Тамани в Крым».
После недолгого пребывания в Керчи путешественники степью направились ко второму древнему городу: «Из Керчи приехали мы в Кефу», — сообщил поэт в своём первом кишинёвском письме-воспоминании. Будучи в Феодосии Пушкин увидел черноморский простор, уходящий на юг до самого горизонта.
Позже из Михайловского в письме А.А. Дельвигу (середина декабря 1824 — первая половина 1825) он напишет: «Из Феодосии до самого Юрзуфа ехал я морем…». Берега юго-восточного Крыма Пушкин видел, внимательно осматривал с борта корвета «Або», который шёл из Феодосии в Гурзуф почти параллельно побережью: «Из Феодосии до самого Юрзуфа ехал я морем. Всю ночь не спал. Луны не было, звёзды блистали; передо мною в тумане тянулись полуденные горы…».
В «Отрывках из путешествия Онегина» (1830) снова воспоминание о морском переходе из Кефы в Юрзуф: «Прекрасны вы, брега Тавриды/ Когда вас видишь с корабля/ При свете утренней Киприды/ Как вас впервой увидел я/…».
В письме к другу — Дельвигу — Пушкин так описывает своё открытие Гурзуфа, своё с ним знакомство: «Между тем, корабль остановился ввиду Юрзуфа… с права огромный Аюдаг… и кругом это синее, чистое небо и светлое море, и блеск и воздух полуденный…».
Последние строчки поэмы «Бахчисарайский фонтан» — это и воспоминание о гурзуфских днях: «В горах, дорогою прибрежной/Привычный конь его бежит,/ И зеленеющая влага/ Пред ним и блещет и шумит/Вокруг утёсов Аю-дага…».
Живя в Одессе, А.С. Пушкин видел Чёрное море почти ежедневно, что, в частности, автобиографически отражено в «Отрывках из путешествия Онегина» :
Морские впечатления отразились в поэзии А.С. Пушкина и в период пребывания его в Причерноморье, и после него.
Первое поэтическое произведение, в котором в романтическом стиле показано Чёрное море, это элегия «Погасло дневное светило…», сложившаяся в виде цельного произведения на борту корвета «Або», везшего Раевских и Пушкина из Кефы в Юрзуф 18 августа 1820 года.
Для характеристики моря использованы сказочный эпитет «синее», отражающее настроение поэта словосочетание «угрюмый океан». Образ моря дополняют повторяющиеся обращения «Шуми, шуми, послушное ветрило» и «Лети, корабль…», обозначение «берег отдалённый». На фоне воспоминаний («Воспоминаньем упоённый…») и грёз, поэт, ощушавший мощь и дыхание гигантской водной стихии, создал минорную романтическую вариацию образа моря.
В шестистрочной «Нереиде» (11), напротив, романтический образ Чёрного моря светлый («Над ясной влагою…»), ласковый, («Среди зелёных волн, лобзающих Тавриду»), животворящий.
Такое же настроение в описании моря присутствует в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…», где «… сладостно шумят полуденные волны».
В стихотворении «Кто видел край, где роскошью природы…» (1821) память поэта вновь выстраивает картину летнего южного моря: «Где весело шумят и блещут воды/ И мирные ласкают берега», «Я помню скал прибрежные стремнины, / Я помню вод весёлые струи».
В стихотворении «Земля и море» (1821) использованы образы, существовавшие в памяти поэта в результате его знакомства с Чёрным морем, которое бывает:
и приветливым: «Когда по синеве морей/ Зефир скользит и тихо веет/ В ветрила гордых кораблей/ И чёлны на волнах лелеет.»,
и грозным: «Когда же волны по брегам/Ревут, кипят и пеной блещут,/И гром гремит по небесам,/И молнии во мраке блещут…».
А в «Талисмане» (1827) море предстаёт как древний долгожитель: «Там, где море вечно плещет/ На пустынные скалы,…».
В стихотворении «Буря» (1825) сравниваются две стихии: море и женщина. Поэт, отдавая должное красоте моря, ставит красоту женщины выше. Примечательно употребление слова «дева». На санскрите «деви» значит — «богиня»:
В «Тавриде» (1822) вновь образ пронизанного солнцем приветливого моря: «Счастливый край, где блещут воды,/Лаская пышные брега».
В стихотворении «К морю» (1824), звучащем как гимн, как песнь прощания с родственной стихией и могучим другом, использована целая гамма эпитетов, среди которых заметная доля для описания голосов моря: «свободная стихия», «твой шум призывный», «моей души предел желанный», «глухие звуки, бездны глас»,»твой гул в вечерние часы», «Твои скалы, твои заливы,/ И блеск, и тень, и говор волн.».
В строфе IV главы VIII романа «Евгений Онегин», в которой Пушкин вспомнил Крым как место своих поэтических вдохновений и запечатлел себя в уединении с Музой, перед читателем престаёт море живое и разумное, поклоняющееся Господу:
Особо надо заметить, что море или как часть ландшафта, либо как стихия, или как могучее разумное существо присутствует в пушкинских сказках. В «Сказке о попе и работнике его Балде» — это абстрактное сказочное море, играющее роль «вмещающего ландшафта», в котором живут черти.
В сказке о царе Салтане — море — стихия, и разделяющая, и соединяющая «царство славного Салтана» с островом Буяном. Можно утверждать, что это сказочная вариация образа Чёрного моря, если согласиться, что Салтан это султан, стольный град которого — Стамбул или, если хотите — Царьград…
В «Сказке о рыбаке и рыбке» — море, место жительства Золотой Рыбки, само живое, чутко реагирующее на очередной паразитарный запрос старухи. Если в образе старухи разглядеть правящие элиты некоторых причерноморских государств, подверженные страшной психической болезни, выражающейся в постоянно растущих деградационно- паразитарных потребностях и демонической гордыне, то перед нами ещё один сказочный вариант Чёрного моря.
В поэзии А.С. Пушкина Чёрное море описано всесторонне и как могучая водная стихия, и как обширный водный простор, и как живое существо. Море у Пушкина — это символ свободы и недостигнутого счастья…
Источник