«Дагестанский форт Боярд» — называют местные жители это загадочное сооружение, одиноко стоящее прямо в Каспийском море. «Закрытый» восьмой цех завода «Дагдизель» в Каспийске давно перестал работать по назначению — уже много лет он заброшен и никем не охраняется, но стал только более таинственным и притягательным.
С берега кажется, что добраться к нему можно чуть ли не вплавь, но расстояние по прямой — 2,7 километра. Предприимчивые ребята за тысячу рублей и 20 минут в хорошую погоду домчат вас на катере с одного из пляжей города до места. Не забудьте прихватить сменную одежду: Каспий непредсказуем и не всегда удается вернуться на берег сухим.
Экскурсии и одинокие любители приключений плавают к цеху давно — несмотря на тянущуюся за ним славу секретного объекта. С одной из сторон здания кто-то даже прикрепил канат: нужен только штиль на море, чтобы причалить поближе, и ловкость — и можно увидеть цех изнутри, распугав облюбовавших его чаек и бакланов. На заводе «Дагдизель» о визитах в заброшенный цех знают, не то что бы поощряют, но относятся к ним спокойно, только говорят, что забираться внутрь — опасно, здание ветхое.
Дом для пристрельщиков торпед
А строилось оно 80 лет назад как пристрелочная станция для испытания морского оружия — самых современных тогда парогазовых торпед. Место выбрали неслучайно.
— Было несколько вариантов, где разместить станцию, — в Баку или Каспийске. Серго Орджоникидзе (народный комиссар тяжелой промышленности СССР. — Ред.) на совещании у Сталина предложил строить здесь. Место стратегически важное: не так близко к границе Союза, как Баку, ближе ко всем коммуникациям и в незамерзающей части Каспия. По глубинам, по гидрологии тогда это были самые подходящие условия, — рассказывает заместитель директора по техническим вопросам завода «Дагдизель» Михаил Халимбеков. На предприятии он работает уже более 50 лет — и был в числе тех, кто сжигал архив завода в потерявшем свою стратегическую важность цехе.
Сооружать станцию начали на берегу — в специально вырытом котловане изготовили железобетонное основание будущего цеха, а затем отбуксировали его в акваторию.
— В море отсыпали камни, сделав «подушку» высотой шесть метров. Еще больше шести метров была высота подводной части цеха, которую установили на эту «подушку». Она немного выглядывала из воды — и уже на ней возвели наружную часть сооружения.
Восьмой цех заработал в 1937 году. Его общая площадь — больше пяти тысяч квадратных метров. Высота вместе с вышкой — почти 42 метра. Толщина подводных стен — полтора метра. Толщина стекол в окнах — семь миллиметров. Цех был оборудован лифтом, кинотеатром, столовой, общежитием, библиотекой. Одновременно на станции могли находиться до 60 человек.
— Когда начинались шторма, связь с берегом прекращалась. Как-то люди жили там безвылазно два месяца, — рассказывает ветеран завода. — Цех был оборудован всем необходимым, была своя, автономная электростанция. С берега по дну моря шел кабель, подававший электроэнергию. От конца южного мола до цеха расстояние 2,2 километра — это самый длинный морской кабель, который был в акватории порта.
Задачей цеха была пристрелка торпед — проверка их соответствия заводским характеристикам, на которые рассчитывают военные в бою: с той ли скоростью полетит торпеда, на то ли расстояние и по той ли траектории? Производилось оружие на берегу, а затем торпеды транспортировали в восьмой цех — и запускали в море. Потом следовала «сухая переборка»: намокшую торпеду разбирали, просушивали, собирали вновь — и вот она готова к боевой службе.
— ЧП за всю историю случилось только однажды: в 1954 году во время испытаний торпеда вылетела на каспийский пляж. Никто тогда, к счастью, не пострадал, — рассказывает Халимбеков.
«Немцы хотели захватить цех целым»
Во время Великой Отечественной войны завод работал в три смены — производство торпед резко возросло. Людей на «Дагдизеле» не хватало, брали буквально «с улицы» любого, кто мог стоять у станка. Сооружали тройные подставки — чтобы до станка доставали дети. Помимо торпед завод делал мины, пистолеты-пулеметы Шпагина, минометы.
— До 1941 года завод выпускал 1,5 тысячи торпед ежегодно. В 1942 году выпустили уже 3 тысячи. Количество морского оружия, которое было пристрелено и выпущено на фронт в этом цеху, — это 54% всех использованных Советским Союзом за время войны с Германией торпед, — говорит Халимбеков.
В 1943 году «Дагдизель» эвакуировали подальше от фронта — в Алма-Ату. Работники переехали вместе с заводом — и дагестанское предприятие так и продолжало работать в Казахстане буквально до конца существования Советского Союза. А на каспийский «Дагдизель» эвакуировали завод из украинского Токмака, и здесь начали выпускать другие торпеды — авиационные.
До Дагестана немцы не дошли, но, по некоторым данным, все же пытались разбомбить восьмой цех.
— То, что немцы бомбили этот цех, — сказки. Они хотели захватить его целым, — объясняет Халимбеков. — И на всей территории завода не упала ни одна бомба. Они бомбили только заводскую бухту, думая, что там находятся корабли, эвакуирующие оборудование. Но нашим удалось обмануть немецкую разведку: все вывезли заблаговременно.
Вообще, здание, где когда-то занимались засекреченным производством, за годы существования обросло слухами и домыслами. По одной из версий, в море даже занимались разработкой биологического оружия. Это, конечно, не так. Еще один миф касается «прозвища» цеха — Тамара. Якобы так звали женщину — начальницу восьмого цеха.
— Тамарой этот цех окрестили приезжавшие сюда ленинградцы из НИИ «Гидроприбор», — объясняет Халимбеков. — Они назвали пристрелочную станцию замком царицы Тамары за внешнюю схожесть с крепостью.
Несостоявшееся казино
Роковую роль в судьбе восьмого цеха сыграл технический прогресс. В конце 50-х торпеды стали глубоководными, а достаточной глубины для их испытания в районе «Тамары» не было.
— Там было всего 13 метров до дна моря, а нужны были глубины от 200 до 500 метров. На Каспии такие есть только напротив Дербента. Переносить цех туда, имея на Черном море хороший полигон, смысла не было. «Пристрелку» перенесли на Черное море, а наш цех оказался брошенным, — рассказывает Халимбеков.
Бесперебойно цех проработал на испытании торпед только 20 с лишним лет: с 1938 по 1959 годы. Потом торпеды испытывались время от времени — серийно, а в 1966 году работа прекратилась вовсе. Еще 10 лет цех пустовал под охраной и в 1976 году окончательно закрылся.
— В 76-м я был одним из последних, кто покидал цех, снимая охрану. Это было 29 декабря, — вспоминает Халимбеков. — Мы уничтожили архив и пиротехнику, которая там находилась. Цех перестал охраняться, но по-прежнему принадлежит заводу. Сейчас он в плачевном состоянии. После подъема Каспия (1978−1995 гг. — Ред.) волны со льдом разбили его основание. А экранопланщики расстреливали его из пушки — пристреливались. Вышка с правой стороны подбита боевым снарядом и чуть-чуть наклонена.
По цеху стреляли в конце 80-х, когда военные моряки испытывали экраноплан — секретную тогда разработку, морское судно, способное лететь над поверхностью земли и моря. Боевые снаряды, выпущенные с экраноплана-ракетоносца, подбили в передней части цеха порты для стрельбы, до этого закрытые бревнами лиственницы так, что вода не попадала в цех даже при штормах. После обстрела вода стала проникать внутрь, и здание начало интенсивно разрушаться. А от взрывов начался пожар, за несколько суток уничтоживший все внутри цеха.
Источник
Удивительный город посреди Каспийского моря — на острове из затонувших кораблей
В Каспийском море, в 42 километрах от Апшеронского полуострова, есть место под названием Нефтяные Камни. Это место является легендарным, хотя и не так известно сегодня.
Нефтяные Камни – посёлок городского типа, крайняя восточная сухопутная точка Азербайджана. Посёлок необычный — он стоит среди воды на металлических эстакадах. И это — старейшая морская нефтяная платформа в мире, в этом качестве она даже внесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Рядом с эстакадами находится каменная гряда под названием Черные Камни. В конце 40-х годов прошлого века, вскоре после окончания Второй мировой войны, здесь началась по-настоящему «большая работа», поскольку было принято решение начать добычу нефти на морском месторождении с тем же названием — Нефтяные Камни. Нефтеносный слой на дне моря в этом районе же был и вовсе открыт в 1946 году.
Считается, что именно этот проект стал стартовым для освоения морских залежей нефти. В первую очередь с точки зрения разработки и использования новых технологий — как строительства, так собственно и нефтедобычи. Скажем, позже именно здесь впервые стали применять «кустовой» способ бурения — несколько скважин под углом с одной буровой платформы.
Долгое время Нефтяные Камни являлись крупнейшим в мире известным морским нефтяным месторождением — как в плане объёма залежей, так и в плане добычи, пик которой пришелся на 1967 год. К этому моменту в море вырос настоящий город — в многоэтажных домах поселились люди, они также, как жители обычных населенных пунктов, ходили в поликлинику, баню, столовую и магазины, здесь были построены пекарня и лимонадный цех.
В 80-х годах — а строительство началось в 1956 году — тут уже была своя «высотка» в 9 этажей, разбит свой реальный парк с деревьями и создана футбольная площадка. И даже был открыт Бакинский нефтяной техникум. Это не считая необходимых для работы и жизни электростанций, очистных сооружений, очистительной установки для воды и т.п. Всё это, повторимся, посреди моря, вдали от берега.
Протяженность улиц и переулков этого города в открытом море составляет около 350 километров! Понятно, что это не единая плоскость — передвижение осуществляется по эстакадам, которые соединяют буровые вышки. Но первая эстакада связала не просто вышки, а два острова — но это особая история!
Так вот, в 40-х начинали с обычных деревянных свай, которые вбивали в дно моря. Ведь месторождение начали разрабатывать именно с Черных Камней, которые местами входили на поверхность, местами — находились под водой, но всё же глубина здесь была не безмерно большой. Однако в любом случае это не давало возможности вести работу быстро. И было придумано необычное решение — сделать остров из потопленных кораблей.
Первые нефтяники здесь в итоге жили в каютах полузатопленного корабля — топить его надо было и для устойчивости, и для того, чтоб не унесло в море. Использовались, конечно, старые корабли, но тем не менее — затопив таким образом несколько кораблей, получилось сделать искусственный остров, потом второй — а потом соединить их с помощью эстакады.
В дальнейшем эстакады буквально разрослись — на фото видно, что сейчас это такой «морской лабиринт». Отдельным вопросом было пассажирское сообщение с Нефтяными Камнями. Добраться долгое время можно было только по воде, но путь сделали максимально коротким — от Апшеронского полуострова проложили дамбу к острову Артем (теперь он называется Пираллахи), по ней на поезде можно было доехать до порта, из которого уже можно было доплыть до места назначения.
Затем появилась возможность долететь до Нефтяных Камней на вертолете. В 1960 году здесь побывал Хрущёв, который на тот момент был главой страны. После «жалоб трудящихся» на проблемы с тем, чтоб добраться сюда, он и приказал создать здесь вертолётное сообщение — тоже, кстати, достаточно прорывное решение для своего времени.
Нефть, которой здесь оказалось много, сначала возили танкерами. Затем, с выходом на большие объёмы добычи, здесь построили 78-километровый трубопровод, который вёл к Апшеронскому полуострову. Но это уже более поздняя история — запустили его только в 1981 году. Примерно тогда же здесь появились и последние капитальные строения, которые относятся к советской эпохе.
Позже, после распада СССР, этот город столкнулся с большим количеством проблем. Не только из-за того, что месторождение стало азербайджанским, хозяйственные связи были нарушены и начала сказываться нехватка необходимых для поддержания всей этой махины в рабочем состоянии вещей. Сказалось и то, что уровень воды в Каспийском море повысился — и часть строений оказались затопленными.
Но в настоящее время город, как можно понять из азербайджанских новостей, живёт. В прошлом году, 7 ноября, Нефтяные камни праздновали юбилей — 70 лет с момента, как первый нефтяной фонтан ударил здесь с глубины 942 метра.
Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк илиподписывайтесь на канал— это позволит алгоритму «Дзена» показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!
Источник
Хазары, о которых упоминает великий русский поэт в «Песне о вещем Олеге», и доныне одна из загадок истории. Известно лишь, что у киевского князя были достаточно веские основания для мщения: в начале X века хазары победили и обложили данью многие славянские племена, В 965 году, отмечает «Повесть временных лет»: «иде Святослав на козары. и бывши брани, одоле Святослав козарам и город их Белу Вежу взя». До того как разрушить на Дону крепость Белую Вежу (Саркел), князь освободил вятичей, разгромил волжских болгар и, покорив хазарскую столицу Итиль, спустился из дельты Волги вдоль берега Каспия на юг, к городу Семендеру, который постигла печальная участь Белой Вежи. Уже из этого описания Хазария представляется обширной державой, «села и нивы» которой киевский князь «обрек мечам и пожарам». Кажется, не было такого евразийского народа, хроники которого не упоминали бы о хазарах. Летописи арабов утверждали, что кагану (царю) платили дань племена от Дуная до Северного Урала и он был посредником в торговле между Византией и Китаем. Армяне и тюрки вспоминали о частых вторжениях хазар в Закавказье, а грузины писали, что каган, не добившись миром руки их царевны, разрушил Тбилиси. Византийцы пишут о Хазарии как о союзном им государстве (на троне в Константинополе сидел даже ставленник кагана Лев Хазар): «Корабли приходят к нам из их стран и привозят рыбу и кожу, всякого рода товары. они с нами в дружбе и у нас почитаются. обладают они военной силой и могуществом, полчищами и войсками». Летописцы рисуют величие столицы Итиль, описывают утопающий в садах Семендер и крепость Беленджер, стена которой мощнее знаменитых стен Хорезма. Все говорят о хазарах, и только хазары ничего не рассказывают о себе. Почему? Быть может, их летописи просто не сохранились? А может, не было у них ни письменности своей, ни языка? И все же от могучей страны должно же было хоть что-то остаться – развалины крепостей, монеты, захоронения, черепки посуды. Археологи копали на Дону, на Волге, на Кавказе – увы, ничего. Словно хазары были не люди, а призраки, а города их, словно таинственный Китеж, бесследно провалились сквозь землю. В Лету канула целая империя. Письмо царя Иосифа«Я тебе сообщаю, что я живу у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-ган. У этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных стенами городах. Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуверезму (Хорезму), доходя до Г-р-гана. Все живущие на берегу этого моря на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне – Самандар в конце страны. а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам». Далее хазарский царь в письме к арабскому сановнику Хасдаи ибн Шафруту перечисляет подвластные ему племена: «Они многочисленны, как песок. Все они служат мне и платят мне дань. Место расположения их и место жительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что живу я у устья реки с помощью всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю Русов. идти на исмальтян и точно так же врагов их (исмальтян) на суше приходить к Воротам. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмальтян до Багдада. Ты еще спрашивал меня о моем местожительстве. Знай, что я живу у этой реки, с помощью всемогущего, и на ней находятся три города. В одном живет царица; это город, в котором я родился. Он велик, имеет 50 на 50 фарсахов в длину (и ширину). Во втором городе живут иудеи, христиане и исмальтяне. Он средней величины, имеет длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе живу я сам, мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река. Это мое пребывание во дни зимы. С месяца нисана мы выходим из города и идем каждый к своему винограднику и своему полю и к своей полевой работе. Каждый из наших родов имеет еще наследственное владение, полученное от своих предков, место, где они располагаются. И я, мои князья и рабы идем и передвигаемся на протяжении 20 фарсахов пути, пока не доходим до большой реки, называемой В-д-шан, и оттуда идем вокруг нашей страны, пока не придем к ее концу. Таковы размеры нашей области и места наших стоянок. Страна (наша) не получает много дождей. В ней имеется много рек, в которых выращивается много рыбы. Есть также в ней у нас много источников. Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников, садов и парков. Все они орошаются из нашей реки. Я еще сообщаю тебе размеры пределов моей страны. В сторону востока она простирается на 20 фарсахов пути до моря Г-р-ганского; в южную сторону на 30 фарсахов пути до большой реки по имени Уг-ру, в западную сторону на 30 фарсахов до реки по имени Бузан и склона реки к морю Г-р-ганскому. Я живу внутри острова, мои поля и виноградники и все нужное мне находится на островке. С помощью бога всемогущего я живу спокойно». Историки сомневались в подлинности письма царя хазарского. Но вот совсем недавно в Каире обнаружили письма того самого Хасдаи ибн Шафрута, которому отвечал Иосиф. Сановник действительно жил в X веке в Испании, при дворе халифа Абдрахмана III. Более того, эти письма имели прямое отношение к хазарам, и Хасдаи просил императора Византии Константина Багрянородного дать ему корабль, чтобы достичь Хазарии. Византия в это время воевала с хазарами, и некий адресат из Константинополя отвечает сановнику, что действительно существует страна, «называющаяся ал-Хазар, что между ал-Кунстантииией (Константианополем) и их страной 15 дней пути, но что сухим путем меж ими и нами находится много народов, что имя их царя Иосиф». Тогда Хаедаи ибн Шафрут посылает свое письмо посуху через всю Европу и, вероятно, таким же образом получает из Хазарии ответ. Посланию Иосифа можно доверять, многие факты из него подтверждаются русскими, арабскими, армянскими и византийскими источниками. Где же находилась Хазария и велика ли была она? Чтобы получить правильный ответ, следует прежде всего уяснить, что такое фарсах. Если это мера длины, подобно арабскому фирсаху (около 13 километров), тогда хазарские города окажутся слишком большими, а сама страна маленькой. Если же это мера усилия, которые тратят на дорогу, вроде таджикского чакрыма (он меньше в горах, больше на равнинах), то все запутывается чрезвычайно. Сверив сведения царя Иосифа с современной географической картой, поймем: он имел в виду какую-то совсем иную страну. Что такое Уг-ру? Рукав Волги или Кубань? Каким образом Бузан может вытекать из Уг-ру? Допустим, оба они – два рукава Волги, но тогда почему Иосиф так долго путешествовал внутри такого пятачка? Неспокойно наше море Судьбы прикаспийской Хазарии были тесно связаны со своенравным Каспийским морем. Оно то отступает, обнажая огромные площади берегов, то заливает низины степей. Сейчас уровень его вод примерно на 26 метров ниже поверхности Мирового океана. А каким он был во времена расцвета Хазарии, то есть в VI–Х веках нашей эры? Мифы повествуют, что Язон, который отправился за золотым руном в Колхиду, доплыл оттуда и до Каспия. Значит, вполне возможно, что Черное море и Каспий сообщались тогда между собой. Более того, на некоторых древних картах Каспийское море простирается на север, сливаясь с Балтийским. Соратники Александра Македонского – историк Аристобул. и мореплаватель Патрокл – отмечали, что в Каспий через пересохшее ныне русло Узбоя впадала Амударья, но при ее впадении образовывались водопады. Значит, уровень моря был ниже, чем сейчас. Однако все это относится к временам двух-трехтысячелетней давности. А каким был Каспий в эпоху Хазарии? Нет ли способа реконструировать климат, а значит, и природные условия той эпохи? Следы ведут в Дербент Хазарские хроники молчат, однако можно обратиться к летописям других народов. Самая удобная географическая точка для суждения о высоте Каспия – упоминаемые в письме Иосифа «Ворота» – Дербент с его знаменитой стеной, запиравшей путь в Закавказье. Московский купец Федор Котов так писал об этих местах: «А Дербень город каменный, белый, бывал крепок, только не люден. А стоит концом в горы, а другим концом в море. А длиной в горы больше трех верст. И сказывают, что того города море взяло башен с тридцать. А теперь башня в воде велика и крепка». Судя по описаниям арабов, Дербентскую стену соорудили в середине VI века по приказу персидского шаха Хосроя Ануширвана. Огромные плиты (такую плиту могли сдвинуть лишь 50 человек) погружали на плоты из надутых бурдюков, транспортировали в море, там бурдюки разрезали – тяжелый груз опускался на дно. Ленинградский ученый Л. Гумилев усомнился в достоверности подобного способа возведения стен. Он рассуждал так: арабские историки увидели стену лишь в Х веке, когда она действительно выступала далеко в море. Но ведь за время с VI по Х век Каспий мог значительно изменить свой уровень. К тому же совершенно неясно, в каких целях понадобилось шаху перегораживать море, если стена – защита от сухопутных армад! Л. Гумилев решил провести подводную разведку. Ему удалось обнаружить амфоры у самого основания стен. Значит, в VI веке в питьевой воде нуждались там, где сейчас плещется море! Значит, стену строили на суше. Следовательно, в пору зарождения Хазарского государства уровень Каспия был намного ниже, чем сейчас, и огромные площади, залитые ныне морем, были тогда сушей! Что же произошло в пору гибели Хазарии? Каспий продолжал наступать на берега. Уже в Х веке Дербентская стена затоплена на протяжении 300 метров. В 1304 году под водой оказался персидский порт Абиверд. Итальянский географ XIV века Марина Сануто с горечью отмечает: «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены». Да, драма Хазарии связана с Каспием. Еще в VII веке каганат владел огромными площадями плодородных земель. Обмелевшая Волга распадалась в дельте на множество протоков, непроходимых для кораблей. Хазары, прятавшиеся в густых камышах среди болот, были полными хозяевами волжского пути. Но вот Каспий начинает заливать берега. «Села и нивы» хазар скрываются под водой. По многоводной Волге приходят на своих кораблях отважные русские воины. Святослав легко завоевывает хазарские города. Но владеть ими он уже не может; постепенно они становятся добычей моря. Так погибает каспийская Атлантида. Где же она теперь? Под толстым слоем наносов Волги, под каспийским дном. Но перед Атлантидой, о которой рассказал Платон, у нее есть, по крайней мере, одно преимущество: Хазария была огромной страной, и хотя бы часть ее должна находиться там, где сейчас суша. Раз Беленджер, два Беленджер, три Беленджер? Местоположение одной хазарской крепости известно было довольно точно – это Саркел (Белая Вежа). Византийские хроники указывали, что она находится на Дону, по дороге в Итиль. Ее разрушил Святослав, возвращаясь в Киев. Профессор М. Артамонов нашел и раскопал Capкел. Но обнаружить хазар ему, увы, не удалось. Крепость охраняли степняки, наемники хазар: Ученый грустно констатировал, что «археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги. Работы продолжил его ученик – профессор Л. Гумилев. Выдвинув гипотезу русской Атлантиды, он нашел захоронения, останки хазар на островках волжской дельты – в тех местах, которые не затоплялись водой. Столицу Хазарии Итиль ему найти до сих пор не удалось. Оригинально пытается разрешить противоречия древних хроник дагестанский исследователь М. Магомедов. Он ищет хазарский город Беленджер. Но Беленджером хроники называют и город в Нижней Сарматии (так некогда называли Северный Дагестан), и реку, и стену, и целую страну. Одни и те же арабские путешественники помещают Беленджер и в четырех, и в восьми днях пути от Дербента, то к северу, то к югу от Семендера. М. Магомедов верит им всем. Если в наше время есть одноименные города, реки и целые государства, то почему же их не могло быть в прошлом? А что, если Беленджеров было несколько? Впрочем, так же, как и Семендеров? Тогда в четырех днях от Дербента стоял один Семендер, в восьми днях – другой город с тем же названием, а между ними – один из Беленджеров. В 1969 году дагестанские археологи начали раскопки на реке Сулак. И на древнем караванном пути, с трех сторон защищенном горами, они обнаружили оборонительную башню. Правда, стена была известна и раньше, но она как-то не отождествлялась с городской стеной, ведь она ничего не окружала. И сам город оказался необычным: это было двадцать селений, расположенных в цветущей долине на берегу одной реки. Но тот ли это город, о котором повествуют хроники? На этот вопрос ответа пока нет. Русская Атлантида все еще хранит в вековечной глубине золотые ключи от своих главных ворот. Небольшое полукочевническое государство Международное значение Хазарского каганата нередко чрезмерно преувеличивалось. Небольшое полукочевническое государство не могло даже и думать о соперничестве с Византией или Халифатом. Производительные силы Хазарии находились на слишком низком уровне для того, чтобы обеспечить нормальное ее развитие. В древней книге мы читаем: «Страна хазар не производит ничего, что бы вывозилось на юг, кроме рыбьего клея. Хазары не выделывают материй. Государственные доходы Хазарии состоят из пошлин, платимых путешественниками, из десятины, взимаемой с товаров по всем дорогам, ведущим к столице. Царь хазар не имеет судов, и его люди непривычны к ним». В качестве статей собственно хазарского экспорта автор указывает только быков, баранов и пленников. Отсутствие археологических следов хазарских городов делает очень неубедительными рассуждения о городском строе у хазар, а паразитарный характер государства, жившего по преимуществу за счет транзитной торговли, лишает нас возможности присоединиться к выводам о развитом феодальном строе каганата. Размеры каганата очень скромны. Хазария представляла собой почти правильный четырехугольник, вытянутый с юго-востока на северо-запад, стороны которого составляли: Итиль – Волга от Волгограда до устья Хазарского (Каспийского) моря, от устья Волги до устья Кумы, Кумо-Манычская впадина и Дон от Саркела до Переволоки. Хазария была. небольшим ханством кочевников хазар, долгое время существовавшим лишь благодаря тому, что превратилась в огромную таможенную заставу, запиравшую пути по Северному Донцу, Дону, Керченскому проливу и Волге. Трагедия «Прикаспийских Нидерландов» Читатель, исторически образованный, знает, что хазары были могучим народом, жившим в низовьях Волги. В числе подданных хазарского царя были камские болгары, буртасы, сувары, мордва-эрьзя, черемисы, вятичи, северяне и славяне-поляне. На востоке это царство граничило с Хорезмом, то есть владело Мангышлаком и Усть-Уртом, а значит, и всеми степями Южного Приуралья. На юге пограничным городом был Дербент, знаменитая стена которого отделяла Закавказье от хазарских владений. На западе весь Северный Кавказ, степной Крым и причерноморские степи до Днестра и Карпат подчинялись хазарскому царю, хотя их населяли отнюдь не хазары. Читатель – историк или археолог ставит множество вопросов: каково было происхождение хазар, на каком языке они говорили, почему не уцелели их потомки. Хазары умирали – куда девались их могилы? Хазары размножались – с кем слились их потомки? И наконец, где располагались поселения хазар? Обычно территорию, на которой обитал когда-то какой-либо народ, подлежащий изучению, находят без труда. Иногда бывают споры об определении границ области расселения и времени заселения тех или иных местностей, но это детали все той же проблемы. Зато восстановление истории народа встречается с разнообразными и не всегда преодолимыми трудностями. При разрешении хазарского вопроса все получилось как раз наоборот. Соседние народы оставили о хазарах огромное количество сведений. Мы легко можем прочесть, какие победы одерживали хазары и какие поражения, но, как было уже сказано, о том, где они жили, каковы были их быт и культура, представления не имеем. Диаметрально противоположна точка зрения академика Б. Рыбакова. Он называет Хазарию «небольшим полукочевническим государством паразитарного характера, жившим за счет транзитной торговли». С Рыбаковым согласиться невозможно, ибо еще до того, как торговля пошла по волжскому пути, хазары уже имели сильное и отнюдь не наемное войско, спасшее в 627–628 годах императора Ираклия от разгрома. В Х веке Хазария оказалась в осаде. С севера, по высыхающим степям двигались кочевники, гонимые голодом и жаждой. С юга неуклонно наступала морская вода. Она медленно заливала плоский берег – «Прикаспийские Нидерланды», губила посевы и сады, набегами разрушала деревни. К середине Х века уже две трети хазарской территории оказалось под водой. Море и засуха продолжали давить с двух сторон. В конце XIII века уже вся страна была покрыта морем. Да, Хазария – это в полном смысле русская Атлантида. Источник